CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Влияние дисфункции фронто-таламической системы на развитие речи у детей 7–8 лет. С. 42–49.

Версия для печати

Рубрика:

УДК

612.821:159.953

Сведения об авторах

Емельянова Татьяна Валерьевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории нейрофизиологии и высшей нервной деятельности института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 60 научных публикаций, в т. ч. одной монографии

Аннотация

В работе изложены результаты исследования речевой функции у детей 7-8 лет с различной степенью зрелости фронто-таламической системы. При анализе сформированности структурных компонентов устной речи, вербальных операций и вербального мышления обнаружено статистически значимые более низкие показатели (p < 0,01-0,05) фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, связности и произвольной регуляции речи у первоклассников с ЭЭГ-признаками незрелости фронто-таламической системы. В ходе анализа полученных результатов выявлено, что дефицит фронто-таламической регуляторной системы приводит как к нарушению произвольности речи, так и к недостаточности отдельных звеньев речевой функции, проблемам с распознаванием стимулов при восприятии знаковой информации.

Ключевые слова

фронто-таламическая система, нарушения речи, дети младшего школьного возраста.

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

Список литературы

  1. Безруких М.М., Крещенко О.Ю. Особенности речевого развития и трудности обучения письму и чтению у школьников 1-х и 3-х классов // Нов. исследования. 2003. № 1. С. 68–77.
  2. Безруких М.М., Логинова Е.С. Возрастная динамика психофизиологической структуры вербального и невербального интеллекта у детей 6-7 лет и 9-10 лет с разной успешностью обучения // Новые исследования. 2005. № 1. С. 18–31.
  3. Безруких М.М., Мачинская Р.И., Сугробова Г.А. Дифференцированное влияние функциональной зрелости коры и регуляторных структур мозга на показатели познавательной деятельности у детей 7-8 лет // Физиология человека. 1999. Т. 25, № 5. С. 14–21.
  4. Джос Ю.С., Депутат И.С., Рысина Н.Н. Исследование нейропсихологических и социальных факторов у детей младшего школьного возраста с трудностями обучения и расстройствами поведения // Экология человека. 2011. № 7. С. 38–47.
  5. Канжин А.В., Иорданова Ю.А. Проявление когнитивных стратегий в сенсомоторной деятельности у детей с СДВГ // Экология человека. 2010. № 11. С. 35–39.
  6. Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Фишман М.Н. Диагностика функционального состояния мозга детей младшего школьного возраста с трудностями обучения // Физиология человека. 1994. Т. 20, № 5. С. 34–44.
  7. Мачинская Р.И., Крупская Е.В. Созревание регуляторных структур мозга и организация внимания у детей младшего школьного возраста // Когнитивные исследования: сб. науч. тр. Вып. 2. М., 2008. С. 32–48.
  8. Мачинская Р.И., Крупская Е.В. ЭЭГ-анализ функционального состояния глубинных регуляторных структур мозга у гиперактивных детей 7-8 лет // Физиология человека. 2001. Т. 27, № 3. С. 122–124.
  9. Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: моногр. / А.В. Грибанов (отв. ред.), Ю.С. джос, И.С. Депутат, М.Н. Панков, А.Н. Подоплёкин, Д.Н. Подоплёкин и др. Архангельск, 2009. 242 с.
  10. Рысина Н.Н., Емельянова Т.В. Нейропсихологический подход в коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2014. № 1. С. 93–95.
  11. Семёнова О.А., Мачинская Р.И. Нейропсихологический и нейрофизиологический анализ возрастных преобразований познавательных функций и рисков учебной дезадаптации в предшкольном возрасте // Нов. исследования. 2012. № 1(30). С. 45–73.
  12. Соколова Л.В., Емельянова Т.В., Копосова Т.С. Особенности вербального развития первоклассников с разным уровнем сформированности речи // Экология человека. 2013. № 8. С. 38–44.
  13. Фокин В.Ф., Фокин В.Ф., Пономарёва Н.В. Интенсивность церебрального энергетического обмена: возможности его оценки электрофизиологическим методом // Вестн. РАМН. 2001. № 8. С. 38–43.
  14. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2000. 56 с.
  15. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000. 120 с.
  16. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: метод. руководство. СПб., 1999. 184 с.
  17. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. СПб., 1997. 72 с.
  18. Eckert M.A., Berninger V.W., Leonard Ch.M. et al. Anatomical Correlates of Dyslexia: Frontal and Cerebellar Findings // Brain. 2003. Vol. 126, № 2. P. 482–494.
  19. Facoetti A., Lorusso M.L., Paganoni P. et al. Auditory and Visual Automatic Attention Deficits in Developmental Dyslexia // Brain Res. Cogn. Brain Res. 2003. Vol. 16, № 2. P. 185–191.