Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1410а, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: http://medbio.narfu.ru/
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Физическое развитие младших школьников при реализации инновационной программы «Соловецкие юнги». С. 70–77.

Версия для печати

Рубрика:

УДК

613.955

Сведения об авторах

Федотов Денис Михайлович, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории кардио-респираторной системы института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 25 научных публикаций

Аннотация

Изучено физическое развитие 73 детей (46 мальчиков и 27 девочек) в динамике обучения с 1-го по 4-й класс при реализации инновационной образовательной программы «Соловецкие юнги», обеспечивающей повышение двигательной активности в начальной школе. Произведена оценка основных показателей физического и функционального развития, рассчитаны антропометрические индексы (Кетле2, Эрисмана, Вервека, Пинье), индекс адаптационного потенциала системы кровообращения. Установлено, что к моменту окончания обучения в младшей школе юнги значимо опережают сверстников по основным соматометрическим показателям. Показана значительная положительная динамика прироста функциональных показателей, характеризующих выносливость и тренированность детского организма в целом. Доказано положительное влияние расширения двигательного режима у младших школьников в сравнении со сверстниками, обучающимися в общеобразовательных школах.

Ключевые слова

физическое развитие детей, младший школьный возраст, расширенный двигательный режим.

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

Список литературы

  1. Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможность клинического применения // Ультразвуковая и функцион. диагностика. 2001. № 3. С. 108–127.
  2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М., 2008. 216 с.
  3. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). М., 2006. 416 с.
  4. Бусел Л.А., Циркин В.И. Индексы физического развития детей 3–7 лет как критерии оценки влияния факторов окружающей среды // Соврем. наукоемкие технологии. 2006. № 4. С. 39.
  5. Влияние факторов среды на процессы роста и развития у человека / Е.З. Година, Л.В. Задорожная, И.А. Хомякова и др. // Этнос и среда обитания. Т. 2. Сборник этноэкологических исследований к 85-летию В.И. Козлова / под ред. Н.И. Григулевич, Н.А. Дубовой, А.Н. Ямскова. М., 2009. С. 186–210.
  6. Гигиеническая оценка влияния средовых факторов на функциональные показатели школьников / В.Р. Кучма, О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева и др. // Гигиена и санитария. 2013. № 5. С. 91–94.
  7. Головина Н.А., Малафеева С.Н. Здоровьеформирующий подход к учащимся младших классов в процессе обучения в школе // Пед. образование в России. 2011. № 5. С. 142–147.
  8. Грибанов А.В., Волокитина Т.В. Здоровье и функциональное развитие школьников на Европейском Севере // Вестн. нац. комитета «Интеллект. ресурсы России». 2006. № 4. С. 71–75.
  9. Гудков А.Б., Попова О.Н., Лукманова Н.Б. Эколого-физиологическая характеристика климатических факторов Севера: обзор литературы // Экология человека. 2012. № 1. С. 12–17.
  10. Иванова И.В., Черная Н.Л. Диагностическая значимость антропометрических индексов для оценки жировой массы тела у детей подросткового возраста // Бюл. сиб. медицины. 2010. № 5. C. 45–49.
  11. Корсаков А.В. Комплексная эколого-гигиеническая оценка изменений состава среды как фактора риска для здоровья населения: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. Брянск, 2012. 47 с.
  12. Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие младших школьников и факторы, его определяющие // Рос. пед. журн. 2009. № 2. С. 14–18.
  13. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: рук. для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Ю.А. Ямпольская и др.; под ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучмы. М., 1999. 226 с.
  14. Нагаева Е.В. Рост как критерий здоровья ребенка // Педиатрия. Журн. им. Г.Н. Сперанского. 2009. № 3. С. 58–63.
  15. Оценка состояния здоровья первоклассников к началу школьного обучения / Е.С. Зайцева, Л.А. Жданова, Л.К. Молькова и др. // Актуальные проблемы педиатрии: сб. материалов. М., 2012. С. 265.
  16. Пивоваров Ю.П. К вопросу о факторах, формирующих здоровье детей и подростков // Ребенок: проблемы экологии и здоровья: сб. докл. СПб., 1999. С. 92–99.
  17. Сауткин М.Ф., Стунеева Г.И., Кирюшин В.А. Возрастная динамика жизненной емкости легких у школьников Рязани // Гигиена и санитария. 2006. № 2. С. 61–63.
  18. Токарев С.А., Буганов А.А. Факторы, формирующие здоровье детей на Крайнем Севере // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2007. № 2. С. 35–36.
  19. Уланова С.А., Камарчик Э.В., Кучма В.Р. Особенности организации здоровьесбережения в образовательных учреждениях северных регионов России: гигиенические проблемы и пути решения. Опыт Республики Коми: моногр. / Коми республик. Ин-т развития образования и переподготовки кадров. Сыктывкар, 2010. 212 с.
  20. Promotion of Physical Activity in the European Region: Content Analysis of 27 National Policy Documents / S.B. Daugbjerg, S. Kahlmeier, F. Racioppi et al. // J. Phys. Act. Health. 2009. Vol. 6, iss. 6. P. 805–817.
  21. Human Body Composition: 2nd ed. / S.B. Heymsfield, T.G. Lohman, Z. Wang, S.B. Going. Champaign, IL, 2005. 533 p.
  22. Sollerhed A.C., Ejlertsson G. Physical Benefits of Expanded Physical Education in Primary School: Findings from a 3-year Intervention Study in Sweden // Scand. J. Med. Sc. Sports. 2008. Vol. 18, iss. 1. P. 102–107.