CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Специфика психофизиологического обеспечения зрительного восприятия детей 7-8 лет с разным темпом его формирования. С. 63–72.

Версия для печати

Рубрика: Физиология

УДК

612.821

Сведения об авторах

Морозова Людмила Владимировна, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии и морфологии человека института естественных наук и технологий Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 120 научных публикаций, в т. ч. 4 монографий

Аннотация

В работе представлены результаты психофизиологического и электроэнцефалографического исследований обеспечения зрительного восприятия (ЗВ) детей 7-8 лет (средний возраст – 7,52±0,37 года). Экспериментальная часть исследования проводилась в 2 этапа: на первом оценивался уровень развития ЗВ с помощью модифицированной методики М.М. Безруких, Л.В. Морозовой, на втором проводилась регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) для изучения особенностей функциональной организации мозга при зрительно-пространственной деятельности. Запись ЭЭГ осуществлялась на электроэнцефалографе «Neuroscop-416», спектрально-корреляционный анализ электроэнцефалографических данных осуществлялся при помощи программы «Neroscope 5.1». Оценивались относительные (нормированные на общую энергию) значения спектральной мощности (ОСМ) в частотных диапазонах тета (4–7 Гц), альфа-1 (7,5–9,5 Гц), альфа-2 (9,5–10,7 Гц), альфа-3 (10,7–12,7 Гц) и бета (13–20 Гц), определялись максимум оценки функций когерентности (КОГ) ритмических составляющих альфа-диапазона, асимметрия активности альфа-диапазона. Выявлено, что более экономичные и эффективные механизмы зрительной деятельности отмечены у испытуемых со средним темпом формирования ЗВ, в то время как низкие темпы формирования ЗВ приводят к генерализации механизмов зрительной деятельности. У детей с низкими темпами формирования ЗВ при осуществлении зрительно-пространственной деятельности значительно повышаются эмоциональная активация и уровень «психического напряжения». Большая активация правого полушария в состоянии готовности к зрительной деятельности, особенно передневисочных и теменно-затылочно-височных областей, большая активация левого полушария при переходе к зрительной деятельности определяют более успешное формирование ЗВ.

Ключевые слова

зрительное восприятие, электроэнцефалограмма, функциональная асимметрия коры головного мозга.
Скачать статью (pdf, 3.1MB )

Список литературы

  1. Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия (онтогенетические исследования). М., 1983. 175 с. 
  2. Фарбер Д.А. Развитие зрительного восприятия в онтогенезе // Мир психологии. 2003. № 2(34). С. 114–124. 
  3. Фарбер Д.А., Семенова Л.К., Алферова В.В. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л., 1990. 198 с. 
  4. Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе // Физиология человека. 2005. Т. 31, № 5. С. 26–36. 
  5. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. М., 2000. 144 с. 
  6. Рысина Н.Н., Джос Ю.С., Емельянова Т.В., Суранова И.В. Особенности интеллекта у детей-северян 8-11 лет с трудностями обучения // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2013. № 4. С. 51–60. 
  7. Pfefferbaum A., Mathalon D.H., Sullivan E.V., Rawles J.M., Zipursky R.B., Lim K.O. A Quantitative Magnetic Resonance Imaging Study of Changes in Brain Morphology from Infancy to Late Adulthood // Arch. Neurol. 1994. Vol. 51, № 9. Р. 874–887. 
  8. Huttenlocher P.R., Dabholkar A.S. Regional Differences in Synaptogenesis in Human Cerebral Cortex // J. Comp. Neurol. 1997. Vol. 387, № 2. Р. 167–178. 
  9. Courchesne E., Chisum H.J., Townsend J., Cowles A., Covington J., Egaas B., Harwood M., Hinds S., Press G.A. Normal Brain Development and Aging: Quantitative Analysis at in vivo MR Imaging in Healthy Volunteers // Radiology. 2000. Vol. 216, № 3. Р. 672–682. 
  10. Теребова Н.Н., Безруких М.М. Возрастные особенности функциональной организации коры головного мозга у детей 5, 6 и 7 лет с разным уровнем сформированности зрительного восприятия // Новые исслед. 2013. № 4. С. 67–88. 
  11. Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5,0-7,5 лет: рук. по тестированию и обраб. результатов. М., 1996. 48 с. 
  12. Князева М.Г. Межполушарная асимметрия альфа-ритма ЭЭГ в процессе когнитивной деятельности разной успешности // Физиология человека. 1991. Т. 17, № 5. С. 50–60. 
  13. Кудрякова Т.А. Динамика электроэнцефалографических показателей детей 6-летнего возраста под влиянием школьного обучения // Физиология человека. 1991. Т. 17, № 1. С. 172–175. 
  14. Lopes da Silva F.N. Neural Mechanisms Underlying Brain Waves: from Neural Membranes to Networks // Electroencephalogr. Clin. Neurophysiol. 1991. Vol. 79. P. 81–93. 
  15. Кирой В.Н., Ермаков П.Н. Электроэнцефалограмма и функциональные состояния человека. Ростов н/Д., 1998. 264 с. 
  16. Бетелева Т.Г., Фарбер Д.А. Роль лобных областей коры в произвольном и непроизвольном анализе зрительных стимулов // Физиология человека. 2002. Т. 28, № 5. С. 5–14. 
  17. Хомская Е.Д. Мозг и активация. М., 1972. 384 с. 
  18. Мачинская Р.И. Формирование нейрофизиологических механизмов произвольного избирательного внимания у детей младшего школьного возраста: дис. … д-ра биол. наук. М., 2001. 278 с. 
  19. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания: онтогенетическое исследование. Л., 1985. 144 с. 
  20. Алферова В.В., Кудрякова Т.А. Пространственная организация биоэлектрической активности мозга детей с трудностями обучения // Физиология человека. 1994. Т. 20, № 5. С. 151–153. 
  21. Thatcher R. Cyclic Cortical Reorganization, Phase Reset and the Development of Cognition // Новые исслед. 2009. № 2. С. 10–11. 
  22. Глезер В.Д. О роли пространственно-частотного анализа, примитивов и межполушарной асимметрии в опознании зрительных образов // Физиология человека. 2000. Т. 26, № 5. С. 145–150. 
  23. Григорьева Л.П. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования. М., 2006. 352 с. 
  24. Свидерская Н.Е. Осознаваемая и неосознаваемая информация в когнитивной деятельности человека // Журн. высш. нерв. деятельности им. И.П. Павлова. 1993. Т. 43, № 2. С. 271–277. 
  25. Николаев А.Р. Исследование этапов мысленной ротации сложных фигур методом картирования внутрикоркового взаимодействия // Журн. высш. нерв. деятельности им. И.П. Павлова. 1994. Т. 44, № 3. С. 441–447. 
  26. Basar E., Basar-Eroglu С., Karakas S., Schürmann M. Oscillatory Brain Theory: a New Trend in Neuroscience // IEEE Eng. Med. Biol. Mag. 1999. Vol. 18, № 3. P. 56–66. 
  27. Фарбер Д.А., Кирпичев В.И. Электроэнцефалографические корреляты индивидуальных особенностей умственной работоспособности подростков // Журн. высш. нерв. деятельности им. И.П. Павлова. 1985. Т. 35, № 4. С. 649–657.