CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Физический статус младших школьников г. Красноярска с нарушениями интеллектуального развития. С. 385-393

Версия для печати

Рубрика: Физиология

УДК

616-007.7–053.5:616.899

DOI

10.37482/2687-1491-Z076

Сведения об авторах

О.В. Смирнова* ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3992-9207
Е.С. Овчаренко* ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6884-7871
Э.В. Каспаров* ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5988-1688
В.В. Фефелова* ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2865-866X

*Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера, Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» (г. Красноярск)

Аннотация

Параметры физического развития зарекомендовали себя как информативные показатели состояния здоровья и процессов адаптации, маркеры социально-гигиенического и экологического благополучия и у здоровых детей, и у детей с различными патологиями. Целью работы являлось изучение особенностей физического статуса у детей с нарушениями интеллектуального развития. Материалы и методы. Обследованы 168 детей младшего школьного возраста (7–11 лет), обучающихся в общеобразовательных школах г. Красноярска. Дети были разделены на две группы: в первую группу вошли 54 ребенка с нарушениями интеллектуального развития (F70, F71 по МКБ-10); во вторую группу – 114 детей без интеллектуальных отклонений. Антропометрические характеристики и уровень физического развития детей изучались с учетом региональных центильных таблиц. Гармоничность физического развития школьников оценивалась по индексу Кетле II. Результаты. Физическое развитие детей с нарушениями интеллектуального развития характеризовалось отставанием от антропометрических характеристик интеллектуально здоровых детей: длина тела составила 133,0 и 137,3 см соответственно (р = 0,048); окружность головы – 51,0 и 52,5 см (р = 0,002). В первой группе также установлена статистически значимо более низкая доля детей с гармоничным физическим развитием (37 %, р = 0,045) на фоне выраженной дисгармоничности (дефицит массы тела характерен для 31,5 % детей, избыток массы тела – для 31,5 %) по сравнению со здоровыми детьми (гармоничное развитие отмечено у 55 %, дефицит массы тела – у 16 %, избыток массы тела – у 29 %). Дальнейшее исследование конституциональных характеристик детей с нарушениями интеллектуального развития может послужить основой для разработки коррекционных мероприятий с учетом индивидуально-типологических особенностей детей данной группы.
Ответственный за переписку: Овчаренко Елизавета Сергеевна, адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 3Г; e-mail: sci.work@mail.ru
Для цитирования: Смирнова О.В., Овчаренко Е.С., Каспаров Э.В., Фефелова В.В. Физический статус младших школьников г. Красноярска с нарушениями интеллектуального развития // Журн. мед.-биол. исследований. 2021. Т. 9, № 4. С. 385–393. DOI: 10.37482/2687-1491-Z076

Ключевые слова

уровень физического развития, гармоничность физического развития, нарушения интеллектуального развития, дети младшего школьного возраста
Скачать статью (pdf, 0.6MB )

Список литературы

1. Томилова Е.А., Гордийчук С.Н. Комплексная оценка физического развития новорожденных с различным уровнем спонтанной двигательной активности // Журн. мед.-биол. исследований. 2019. Т. 7, № 3. С. 290–300. DOI: 10.17238/issn2542-1298.2019.7.3.290

2. Алтынбаев Б.Т. Особенности моторной сферы у детей с умственной отсталостью // Colloquium-journal. 2019. № 2-3(26). С. 7–8.

3. Segal M., Eliasziw M., Phillips S., Bandini L., Curtin C., Kral T.V., Sherwood N.E., Sikich L., Stanish H., Must A. Intellectual Disability Is Associated with Increased Risk for Obesity in a Nationally Representative Sample of U.S. Children // Disabil. Health J. 2015. Vol. 9, № 3. DOI: 10.1016/j.dhjo.2015.12.003

4. Pan C.-C., Davis R., Nichols D., Hwang S.H., Hsieh K. Prevalence of Overweight and Obesity Among Students with Intellectual Disabilities in Taiwan: A Secondary Analysis // Res. Dev. Disabil. 2016. № 53-54. Р. 305–313. DOI: 10.1016/j.ridd.2016.02.018

5. Wang J., Gao Y., Kwok H.H.M., Huang W.Y.J., Li S., Li L. Children with Intellectual Disability Are Vulnerable to Overweight and Obesity: A Cross-Sectional Study Among Chinese Children // Child. Obes. 2018. Vol. 14, № 5. P. 316–326. DOI: 10.1089/chi.2018.0015

6. Жуков О.Ф., Акчурин Ф.А. Особенности морфофункционального развития детей 12–13 лет с легкой степенью умственной отсталости // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 10(56). С. 40–44.

7. Тебенова К.С., Рахметова А.М., Туганбекова К.М., Кулов А.Б. Оценка физического статуса детей с интеллектуальной недостаточностью // Междунар. журн. приклад. и фундам. исследований. 2015. № 3-2. С. 258–261.

8. Baidwan S., Paul M.M., Chhatwal J., Deswal R.S. Physical Growth During Adolescence in Mentally Retarded Children // Natl. J. Clin. Anat. 2012. Vol. 1, № 2. Р. 61–66.

9. Дынник В.А., Начетова Т.А., Удовикова Н.А. Антропометрическая характеристика школьниц 7–18 лет городской и сельской местности // Соврем. педиатрия. 2016. № 6(78). С. 51–55. DOI: 10.15574/SP.2016.78.51

10. Грицинская В.Л., Никитина И.Л. Соматометрические показатели физического развития школьников г. Санкт-Петербурга // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2018. Т. 63, № 1. С. 66–70. DOI: 10.21508/1027-4065-2018-63-1-66-70

11. Овчаренко Е.С., Фефелова В.В. Физическое развитие детей с нарушением двигательной активности // Бюл. Сев. гос. мед. ун-та. 2014. № 1(32). С. 63–64.

12. Свобода П.Н., Примак А.А., Шестакова В.Н., Сосин Д.В. Особенности физического развития детей дошкольного возраста с дефектами речевого развития // Смолен. мед. альм. 2019. № 4. С. 54–57.

13. Грицинская В.Л. Методики оценки и нормативы роста и развития детей и подростков г. Красноярска (в возрасте от 0 до 18 лет): метод. пособие. Красноярск, 2009. 32 с.

14. Юрьев В.В., Симаходский А.С., Воронович Н.Н., Хомич М.М. Рост и развитие ребенка. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 260 с.

15. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Науч. центр здоровья детей РАМН, 2008. 216 c.

16. Блинова Н.Г., Кошко Н.Н., Акбиров Р.М. Морфофункциональные и психофизиологические особенности детей с нарушениями умственного развития // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. 2017. № 3. С. 110–116. DOI: 10.21603/2078-8975-2017-3-110-116

17. Ревенко Е.М., Зелова Т.Ф. Соотношение динамики физического развития и интеллекта в процессе взросления // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 1. С. 15–19.

18. Крылов В.М., Григорьева К. Физическая культура и умственное развитие человека // Энигма. 2018. № 1-1. С. 16–19.

19. Zeng N., Ayyub M., Sun H., Wen X., Xiang P., Gao Z. Effects of Physical Activity on Motor Skills and Cognitive Development in Early Childhood: A Systematic Review // Biomed. Res. Int. 2017. Vol. 2017. Art. № 2760716. DOI: 10.1155/2017/2760716

20. Donnelly J.E., Hillman C.H., Castelli D., Etnier J.L., Lee S., Tomporowski P., Lambourne K., Szabo-Reed A.N. Physical Activity, Fitness, Cognitive Function and Academic Achievement in Children: A Systematic Review // Med. Sci. Sports Exerc. 2016. Vol. 48, № 6. P. 1197–1222. DOI: 10.1249/MSS.0000000000000901

21. Wouters M., Evenhuis H.M., Hilgenkamp T.I.М. Physical Fitness of Children and Adolescents with Moderate to Severe Intellectual Disabilities // Disabil. Rehabil. 2020. Vol. 42, № 18. P. 2542–2552. DOI: 10.1080/09638288.2019.1573932

22. Kong Z., Sze T.-M., Yu J.J., Loprinzi P.D., Xiao T., Yeung A.S., Li C., Zhang H., Zou L. Tai Chi as an Alternative Exercise to Improve Physical Fitness for Children and Adolescents with Intellectual Disability // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2019. Vol. 16, № 7. Art. № 1152. DOI: 10.3390/ijerph16071152

23. Грицинская В.Л., Галактионова М.Ю., Беляев С.В., Казакова О.В. Индивидуально-типологический подход к оценке состояния здоровья дошкольников // Санитар. врач. 2011. № 4. С. 13–14.

24. Кузнецова А.П., Тятенкова Н.Н. Сравнительная характеристика резервных возможностей кардиореспираторной системы у подростков в зависимости от гармоничности физического развития // Яросл. пед. вестн. 2013. Т. 3, № 2. С. 109–113.

25. Фефелова В.В., Овчаренко Е.С., Каспаров Э.В., Колоскова Т.П., Смирнова О.В. Гиперреакция симпатической регуляции у младших школьников с умственной отсталостью и избыточной массой тела // Педиатрия. Журн. им. Г.Н. Сперанского. 2018. T. 97, № 3. C. 187–191. DOI: 10.24110/0031-403X-2018-97-3-187-191