Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: http://medbio.narfu.ru/
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Сердечный ритм в процессе когнитивной деятельности у детей 8–10 лет с разными соматотипами. С. 24–30.

Версия для печати

Рубрика:

УДК

[612.172.2+612.176]-053.5-056.23

Сведения об авторах

Лукина Светлана Фёдоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физиологии и морфологии человека Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 70 научных публикаций, в т. ч. 4 монографий 

Чуб Игорь Сергеевич, кандидат биологических наук, ассистент кафедры физиологии и морфологии человека Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 25 научных публикаций 

Нефёдова Ксения Олеговна, студентка 5-го курса института естественных наук и технологий Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

Аннотация

В работе представлены результаты исследования реактивности параметров вариабельности ритма сердца (ВСР) в ответ на когнитивную нагрузку в виде решения математических примеров в уме и в восстановительном периоде у детей 8–10 лет, имеющих различные варианты соматической конституции. Методом кластерного анализа установлены типы реакции вегетативного гомеостаза на когнитивную нагрузку. Направление вегетативных сдвигов во время нагрузки связано с фоновым уровнем активности вегетативных звеньев регуляции, т. е. с исходным тонусом. Наиболее типичный вариант реагирования на когнитивную задачу характеризуется снижением общей мощности спектра за счет уменьшения высокочастотного компонента и усиления симпатической активности, сопровождается ростом централизации в управлении сердечным ритмом. Данный вариант встречается у 19,4 % всех обследованных нами детей. Выявлено, что реактивность параметров кардиоритма в процессе когнитивной деятельности связана с функциональными характеристиками (исходный вегетативный тонус и функциональное состояние). Установлено, что у детей со значительно сниженным и удовлетворительным функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы высокую долю выборки составляют наименее оптимальные варианты реакции вегетативного гомеостаза на когнитивную нагрузку. Оптимальные варианты чаще встречались в группах детей с высоким и средним функциональным состоянием. Оптимальную реакцию на когнитивную нагрузку демонстрируют дети мышечного соматотипа. Высокая доля энергодефицитных вариантов реакции на когнитивную нагрузку отмечается у детей-астеников. Наименьшее воздействие данного вида нагрузки установлено для детей дигестивного соматотипа, однако при низких фоновых значениях параметров ВСР у 66,6 % выборки восстановительный период становится более затяжным.

Ключевые слова

дети, соматотип, кардиоритм, когнитивная нагрузка.
Скачать статью (pdf, 2.6MB )

Список литературы

  1. Герасимова И.Н. Характеристика показателей физического развития и двигательных качеств у детей 4-7 лет г. Иркутска различных соматических типов // Бюлл. Вост.-Сибир. науч. центра СО РАМН. 2010. № 5. С. 151–156. 
  2. Хрисанфова Е.Н. Антропология: учебник. М., 2005. 400 с. 
  3. Цатурян Л.Д. Вегетативная регуляция сердечно-сосудистой системы организма детей с учетом их конституциональных особенностей: автореф. дис. … канд. мед. наук. Ставрополь, 2004. 203 с. 
  4. Щанкин А.А. Конституциональные особенности физической работоспособности девушек в возрасте 18 лет // Совр. проблемы науки и образования. 2011. № 3. С. 5. 
  5. Лукина С.Ф., Бец Л.В., Копосова Т.С. Соматотипы и морфофункциональный статус детей дошкольного возраста г. Архангельска // Экология человека. 2006. № 8. С. 24–28. 
  6. Кривощёков С.Г. Индивидуально-типологические особенности морфо-функционального развития и поведения младших школьников // Бюлл. Сибир. отд-ния Рос. акад. мед. наук. 2007. № 3. С. 150–158. 
  7. Кучма В.Р., Звездина И.В., Жигарева Н.С. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников // Вопр. совр. педиатрии. 2008. Т. 7, № 4. С. 9–12. 
  8. Штефко В.Т., Островский А.Д. Схема клинической диагностики конституциональных типов. М.; Л., 1929. 78 с. 
  9. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине // Физиология человека. 2002. Т. 28, № 2. С. 71. 
  10. Тамбовцева Р.В. Физиологические основы развития двигательных качеств // Нов. исслед. 2011. № 26. С. 5–14. 
  11. Ситдиков Ф.Г., Шайхелисманова М.В., Ситдикова А.А. Функциональное состояние симпато-адреналовой системы и особенности вегетативной регуляции сердечного ритма у младших школьников // Физиология человека. 2006. № 6. С. 22–27. 
  12. Лаврова Н.Ю. Синяк Е.Д., Шлык Н.И. Вариабельность ритма сердца у детей младшего школьного возраста под влиянием умственных и физических нагрузок // Вариабельность сердечного ритма: теорет. аспекты и практ. применение: тез. докл. междунар. симп. Ижевск, 2003. С. 23–27.