Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: http://medbio.narfu.ru/
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор). С. 38–48.

Версия для печати

Рубрика:

УДК

612.821.1+159.9.072.533

Сведения об авторах

Нехорошкова Александра Николаевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории прикладной психофизиологии института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 38 научных публикаций, в т. ч. одной монографии 

Грибанов Анатолий Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, директор института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 356 научных публикаций, в т. ч. 11 монографий 

Депутат Ирина Сергеевна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая лабораторией прикладной психофизиологии института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 82 научных публикаций, в т. ч. трех монографий

Аннотация

В статье представлен анализ научной литературы о возможностях использования показателей сенсомоторного реагирования человека для психофизиологических исследований, проанализированы взгляды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме классификации сенсомоторных реакций. Изучение характеристик сенсомоторной деятельности в настоящее время является одним из перспективных направлений в исследовании физиологических параметров организма. Сенсомоторная деятельность обеспечивается сложной функциональной системой, включающей большое количество различных по содержанию и значимости звеньев. Важнейшим условием полноценного функционирования сенсорных систем является координация сенсорных и моторных компонентов двигательного акта. Основные функциональные блоки реализации сенсомоторной деятельности и психические процессы, лежащие в основе выполнения сенсомоторных тестов, организованы работой нейронов разных областей мозга. Компоненты сенсомоторного реагирования тесно взаимосвязаны с высшими психическими функциями, что обусловливает возможность использования сенсомоторных тестов для оценки функционального состояния центральной нервной системы человека. Описана общая методика измерения параметров сенсомоторной деятельности, важными условиями которой являются установка реагировать как можно быстрее, достаточное количество контрольных проб, а также случайный порядок появления сигналов-раздражителей, позволяющий ослабить габитуацию. Показана зависимость времени сенсомоторного реагирования от модальности раздражителя, вероятностного прогноза развития ситуации возникновения стимула и индивидуальных свойств нервной системы. Отмечено, что время реакции существенно изменяется с возрастом и характеризует степень морфофункционального созревания центральной нервной системы ребенка. Подчеркнута важность использования метода измерения показателей сенсомоторных реакций для психофизиологического изучения как когнитивной, так и эмоционально-личностной сферы человека.

Ключевые слова

сенсомоторная деятельность, компоненты сенсомоторного реагирования, время реакции.
Скачать статью (pdf, 2.6MB )

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб., 2003. 384 с. 
  2. Сергиенко Е.А. Современное исследование когнитивных процессов // Психолог. журн. 2002. Т. 23, № 2. С. 19–35. 
  3. Канжин А.В., Грибанов А.В. Особенности зрительно-моторных реакций у детей-северян при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Экология человека. 2005. № 5. С. 14–16. 
  4. Takarae Y., Luna B., Minshew N. Patterns of Visual Sensory and Sensorimotor Abnormalities in Autism Vary in Relation to History of Early Language Delay // J. Int. Neuropsychol. Soc. 2008. Vol. 14(6). P. 980–989. 
  5. Айдаркин Е.К. Исследование особенностей взаимодействия зрительной и слуховой систем в условиях сенсомоторной интеграции // Проблемы нейрокибернетики. Ростов н/Д., 2005. Т. 1. С. 125–128. 
  6. Анисимова И.О., Фарбер Д.А. Возрастная динамика центральной организации тонких движений рук в младшем школьном возрасте // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. СПб., 1999. С. 145–148. 
  7. Зайцев А.В., Лупандин В.И., Сурнина О.Е. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы // Физиология человека. 1999. Т. 25, № 6. С. 34–37. 
  8. Коробейникова И.И. Параметры сенсомоторных реакций, психофизиологические характеристики, успеваемость и показатели ЭЭГ человека // Психолог. журн. 2000. Т. 21, № 3. С. 132–136. 
  9. Тарасова А.Ф., Селиверстова Н.В., Жданкина Л.В. Исследование времени простой и сложной акустико- моторной реакции учащихся // Физиология и психофизиология мотиваций: межрегион. сб. науч. работ. Воронеж, 2000. Вып. 4. С. 52–54. 
  10. Грибанов А.В., Канжин А.В., Подоплёкин Д.Н. Очерки сенсомоторной деятельности ребенка с СДВГ. Архангельск, 2006. 118 с. 
  11. Грибанов А.В., Канжин А.В., Иорданова Ю.А., Депутат И.С. Особенности поведенческого реагирования и сенсомоторной организации у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Экология человека. 2008. № 4. С. 28–32. 
  12. Gamble A.L., Rapee R.M. The Time-Course of Attentional Bias in Anxious Children and Adolescents // J. Anxiety Disord. 2009. Vol. 23(7). P. 841–847. 
  13. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В. Особенности зрительно-моторных реакций детей 8–11 лет с высоким уровнем тревожности // Экология человека. 2011. № 5. С. 43–48. 
  14. Ендриховский С.Н., Шамшинова А.М., Соколов Е.Н. Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизических исследованиях // Сенсор. сист. 1996. Т. 10, № 2. С. 13. 
  15. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. 349 с. 
  16. Бойко Е.И. Время реакции человека. М., 1964. 440 с. 
  17. Никандров В.В. Психомоторика. СПб., 2004. 104 с. 
  18. Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Проблема принятия решения. М., 1984. С. 264. 
  19. Судаков К.В. Теория функциональных систем. Постулаты и принципы построения организма человека в норме и при патологии // Патолог. физиология и эксперимент. терапия. 2007. № 4. С. 2–11. 
  20. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга. М., 1985. 411 с. 
  21. Даренская Н.Г., Ушаков И.Б., Иванов И.В., Насонова Т.А., Есауленко И.Э., Попов В.И. Экстраполяция экспериментальных данных на человека: принципы, подходы, обоснование методов и их использование в физиологии и радиобиологии: рук. Воронеж, 2004. 232 с. 
  22. Savion-Lemieux T., Bailey J.A., Penhune V.B. Developmental Contributions to Motor Sequence Learning // Exp. Brain Res. 2009. Vol. 195(2). P. 293–306. 
  23. Нейропсихология индивидуальных различий / под ред. Е.Д. Хомской, И.В. Ефимовой, Е.В. Будыка. М., 1997. 282 с. 
  24. Трифонов Е.В. Психофизиология профессиональной деятельности. СПб., 1996. 316 с. 
  25. Канжина Н.Н., Грибанов А.В. Аудиомоторные реакции у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности // Экология человека. 2009. № 10. С. 19–22. 
  26. Чуприкова Н.И. Время реакции и интеллект: почему они связаны // Вопр. психологии. 1995. № 4. С. 65–114. 
  27. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд // Вопр. психологии. 1995. № 1. С. 111–131. 
  28. Нехорошкова А.Н. Интеллектуальная деятельность тревожных детей в условиях ограничения времени // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2014. № 1. С. 84–88. 
  29. Harrington D.L., Lee R.R., Boyd L.A., Rapcsak S.Z., Knight R.T. Does the Representation of Time Depend on the Cerebellum? Effect of Cerebellar Stroke // Brain. 2004. Vol. 127, № 3. P. 561–574. 
  30. Кропотов Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания. СПб., 2005. 148 с. 
  31. Van den Wildenberg W.P., van der Molen M.W. Developmental Trends in Simple and Selective Inhibition of Compatible and Incompatible Responses // J. Exp. Child Psychol. 2004. Vol. 87(3). P. 201–220. 
  32. Чутко Л.С. Детская поведенческая неврология: рук. для врачей. СПб., 2009. 288 с. 
  33. Вербицкий Е.В., Топчий И.А. Габитуация вызванных потенциалов у лиц низкой, умеренной и высокой тревожности // Журн. высш. нерв. деят. 2005. Т. 55, № 4. С. 514–517. 
  34. Семилетова В.А. Влияние условий измерения на время простой сенсомоторной реакции человека // Биология – наука XXI века: 8-я Пущин. шк.-конф. молодых ученых: сб. ст. Пущино, 2004. С. 109–111. 
  35. Демакова О.А., Шерстяных В.А. Зависимость времени простой зрительно-моторной реакции от латентного периода предъявления стимула и уровня функционального напряжения // Биология – наука ХХI века: 8-я Пущин. шк.-конф. молодых ученых: сб. ст. Пущино, 2004. С. 109. 
  36. Fejgenberg J.M., Petryński W. Memory of the Past for Probabilistic Prognosis of the Future // Kinesiology. 2006. Vol. 16(34). P. 17–32. 
  37. Фейгенберг И.М. Быстрота моторной реакции и вероятностное прогнозирование // Физиология человека. 2008. Т. 34, № 5. С. 51–62. 
  38. Бетелева Т.Г. Онтогенез структурно-функциональной организации воспринимающей системы мозга // Структурно-функциональная организация воспринимающей системы мозга. Л., 1990. С. 65–86. 
  39. Favilla M. Reaching Movements in Children: Accuracy and Reaction Time Development // Exp. Brain Res. 2006. Vol. 169(1). P. 122–125. 
  40. Любомирский Л.Е. Критические и сенситивные периоды сенсомоторного развития // Физиология развития человека: материалы междунар. конф. Секция 4. Москва, 22–24 июня 2009 г. М., 2009. С. 162–168.