Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: http://medbio.narfu.ru/
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Распределение уровня постоянного потенциала головного мозга у детей 7–11 лет с высоким уровнем агрессивности. С. 49–57.

Версия для печати

Рубрика:

УДК

612.821+616.89-008.44-057.5

Сведения об авторах

Панков Михаил Николаевич, кандидат медицинских наук, доцент, заместитель директора института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 107 научных публикаций, в т. ч. трех монографий 

Подоплёкин Артём Николаевич, кандидат биологических наук, доцент, заместитель директора института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 63 научных публикаций, в т. ч. трех монографий 

Сидорова Елена Юрьевна, педагог-психолог центра компетенций развития ребенка «Содействие» института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 6 научных публикаций 

Антонова Ирина Владимировна, аспирант института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 7 научных публикаций

Аннотация

В статье представлены результаты психофизиологического исследования детей младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессивности, включающие сравнительный анализ данных уровня постоянного потенциала головного мозга и показателей тревожности и ригидности. Всего было обследовано 188 детей 7–11 лет из общеобразовательных классов. Основную группу составили 52 ребенка с высоким уровнем агрессивности – проявляющие гипертрофированную и брутальную агрессию. Данная группа была сформирована по результатам анкетирования учителей. В группу сравнения вошли дети с нормальным уровнем агрессивности, не превышающим уровень защитного. Исследование проведено с помощью топографического картирования головного мозга и психологических методик – анкеты «Агрессивность, гиперактивность и коммуникативная толерантность» и опросника Айзенка. Полученные данные показали, что у детей с высоким уровнем агрессивности более низкий уровень постоянного потенциала в лобных структурах по сравнению с другими отделами головного мозга в сочетании с кортикальной асимметрией и преобладанием левополушарной активности. Дети данной группы по сравнению со сверстниками имеют такие психологические особенности, как высокий уровень конфликтности и ригидности, что свидетельствует о нарушении конструктивного ситуативного восприятия и трудностях разрешения конфликтов на вербальном уровне. Младший школьный возраст уязвим в отношении закрепления агрессивных реакций в поведении ребенка, поскольку нагрузки на центральную нервную систему способствуют дисгармоничному функционированию головного мозга. Сравнительный анализ результатов исследования позволил дать оценку поведенческим нарушениям детей с высоким уровнем агрессивности с возможностью выявления трудностей адаптации и предрасположенности к социально-опасному поведению.

Ключевые слова

дети младшего школьного возраста, агрессивность, уровень постоянного потенциала головного мозга, церебральный энергетический обмен.
Скачать статью (pdf, 2.8MB )

Список литературы

  1. Грибанов А.В., Панков М.Н., Подоплёкин А.Н. Уровень постоянных потенциалов головного мозга у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Физиология человека. 2009. Т. 35, № 6. С. 43–48. 
  2. Подоплёкин А.Н., Старцева Л.Ф., Джос Ю.С. Функциональное состояние головного мозга у детей с СДВГ при различных стратегиях поведенческого реагирования // Экология человека. 2010. № 11. С. 28–34. 
  3. Фокин В.Ф., Пономарёва Н.В. Энергетическая физиология мозга. М., 2003. 288 с. 
  4. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб., 2004. 138 с. 
  5. Вострокнутов Н.В., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития // Рос. психиатр. журн. 2000. № 2. С. 12–14. 
  6. Колосова С.Л. Детская агрессия. СПб., 2008. 224 с. 
  7. Киренская А.В. Криминальное агрессивное поведение у подростков с задержанным психическим развитием: нейрофизиологические факторы риска // Рос. психиатр. журн. 2006. № 4. С. 46–52. 
  8. Агрессия у детей и подростков: психолог. практикум / под ред. Н.М. Платоновой. СПб., 2004. 336 с. 
  9. Сидорова Е.Ю., Бочарова Е.А., Соловьёв А.Г. Объективизация оценки агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии // Псих. здоровье. 2011. № 9(64). С. 69–74. 
  10. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. М., 2005. 288 с. 
  11. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность в межличностных отношениях // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. 1994. № 1. С. 13–21. 
  12. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб., 2002. 110 с. 
  13. Чутко Л.С., Пальчик А.Б. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (причины, диагностика, лечение). СПб., 2012. 74 с. 
  14. Депутат И.С., Джос Ю.С., Старцева Л.Ф., Панков М.Н., Рысина Н.Н., Сидорова Е.Ю. Психо-эмоциональные особенности детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (краткий обзор) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2013. № 3. С. 45–55. 
  15. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. СПб., 2007. 736 с.