Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: http://medbio.narfu.ru/
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Распределение уровня постоянного потенциала головного мозга у младших школьников с высокой тревожностью. С. 30–36.

Версия для печати

Рубрика: Физиология

УДК

612.821+616.89

Сведения об авторах

Нехорошкова Александра Николаевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории прикладной психофизиологии института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 43 научных публикаций, в т. ч. одной монографии 

Грибанов Анатолий Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, директор института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 370 научных публикации, в т. ч. 11 монографий

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, целью которого было определить особенности распределения уровня постоянного потенциала (УПП) головного мозга у детей с высокой тревожностью, которые могут быть объективными психофизиологическими маркерами детской тревожности. Обследовано 105 детей 8-10 лет – учащихся общеобразовательных школ г. Архангельска с нормальным (65 чел.) и высоким (40 чел.) уровнями тревожности. Результаты экспериментального исследования свидетельствуют об особенностях церебральных энергетических процессов детей с высоким уровнем тревожности, связанных, вероятно, с выраженным повышением активности модулирующей системы мозга. Суммарные показатели уровня постоянного потенциала головного мозга тревожных детей существенно превышают показатели их сверстников с нормальным уровнем тревожности. При этом увеличение суммарного УПП у детей при тревожности происходит за счет повышения значений потенциалов в каждой из регистрируемых областей головного мозга. Наибольшее увеличение значений УПП наблюдается в лобном и левом височном отделах головного мозга, что обусловлено активным влиянием фактора тревожности в младшем школьном возрасте на функциональные системы, обеспечивающие произвольную регуляцию психических процессов. У детей с высокой тревожностью отмечено нарушение принципа куполообразности распределения энергозатрат: максимальные значения УПП зарегистрированы в затылочном отведении, а разница в энергозатратах между центральным и затылочным отделами головного мозга практически отсутствует. Очевидно, сдвиг распределения УПП в затылочную область головного мозга может быть связан с усилением функциональной активности неспецефических ретикуло-лимбико-кортикальных нейронных связей при высокой тревожности.

Ключевые слова

дети с высокой тревожностью, распределение уровня постоянного потенциала, энергетическое состояние головного мозга.
Скачать статью (pdf, 3MB )

Список литературы

  1. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Очерки психофизиологии деятельности тревожных детей. Архангельск, 2014. 142 с. 
  2. Коренек В.В., Павлов С.В., Рева Н.В., Брак И.В. Частотно-топографические корреляты субъективного и вегетативного компонентов эмоции // Бюлл. СО РАМН. 2010. Т. 30, № 4. С. 124−131. 
  3. Шмырев В.И., Витько Н.К., Миронов Н.П., Соколова Л.П. и др. Нейроэнергокартирование (НЭК) – высокоинформативный метод оценки функционального состояния мозга: метод. рекомендации. М., 2010. 21 с. 
  4. Фокин В.Ф., Пономарёва Н.В. Энергетическая физиология мозга. М., 2003. 288 с. 
  5. Боравова А.И., Галкина Н.С., Фокин В.Ф. Особенности УПП головного мозга при подростковой агрессии // Асимметрия. 2011. № 4. С. 39−50. 
  6. Speckmann E.-J., Elger C.E., Gorji A. Neurophysiological Basis of EEG and DC Potential // Niedermeyerʼs Electroencephalography / ed. by D.L. Schomer, F. Lopes da Silva. 6th ed. Lippincott Williams & Wilkins, 2011. P. 17–31. 
  7. Нехорошкова А.Н. Психофизиологический анализ зрительно-моторной деятельности у детей с высокой тревожностью: дис. … канд. биол. наук. Архангельск, 2011. 118 с. 
  8. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Джос Ю.С. Проблема тревожности как сложного психофизиологического явления // Экология человека. 2014. № 6. С. 47−54. 
  9. Аракелян А.С., Долецкий А.Н. Изменение уровня постоянного биоэлектрического потенциала мозга при эмоциональных и физических нагрузках // XXII съезд Физиологического общества имени И.П. Павлова: тез. докл. Волгоград, 2013. С. 33. 
  10. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Взаимосвязь качественных параметров интеллектуальных и зрительно-моторных тестов у тревожных детей // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2013. № 1. С. 46−54. 
  11. Мачинская Р.И., Крупская Е.В. Созревание регуляторных структур мозга и организация внимания у детей младшего школьного возраста // Когнитивные исследования: сб. науч. тр. / под ред. В.Д. Соловьёва, Т.В. Черниговской. Вып. 2. М., 2008. С. 32−48. 
  12. Резникова Т.Н., Терентьева И.Ю., Катаева Г.В. Особенности метаболизма структур головного мозга при осознанной и неосознанной тревоге // Физиология человека. 2008. Т. 34, № 5. С. 5–12. 
  13. Kline J.P., Allen J.J., Schwartz G.E. Is Left Frontal Brain Activation in Defensiveness Gender Specific? // J. Abnorm. Psychol. 1998. Vol. 107. P. 149–153. 
  14. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., 1988. 240 с.