Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: http://medbio.narfu.ru/
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Уровень постоянных потенциалов головного мозга у гиперактивных детей младшего школьного возраста при различной стратегии принятия решений. С. 46–54.

Версия для печати

Рубрика: Физиология

УДК

[612.82:616–008.61]–053.5(045)

Сведения об авторах

Старцева Лариса Фёдоровна, кандидат биологических наук, доцент, ученый секретарь института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 42 научных публикаций 

Подоплёкин Артём Николаевич, кандидат биологических наук, доцент, заместитель директора института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 64 научных публикаций, в т. ч. трех монографий

Аннотация

В работе представлены результаты изучения функционального состояния головного мозга у детей с проявлениями различной степени выраженности гиперактивности при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) при различных стратегиях принятия решений. Принятие решения – это процесс сопоставления, отбора и синтеза разнообразных афферентных сигналов и преобразование в программу действия или стадию принятия решения, под которой понимают избирательное возбуждение комплекса нейронов, обеспечивающее возникновение единственной реакции, направленной на удовлетворение доминирующей потребности. Один параметр сложного результата деятельности функциональной системы приводит к изменению его других параметров, так же, как изменение одного показателя, результата деятельности одной функциональной системы, немедленно сказывается на результатах деятельности и активности других функциональных систем. В исследовании принял участие 91 ребенок в возрасте 7–11 лет с гиперактивностью, обучающийся в общеобразовательных школах г. Архангельска. Исследование проведено с помощью компьютерного комплекса для психофизиологических исследований КПФК-99 «Психомат». Применялся аппаратно-программный диагностический комплекс «Нейроэнергокартограф “Нейро-КМ”» для регистрации, обработки и анализа уровня постоянных потенциалов головного мозга. Полученные результаты показали, что в первой группе у детей снижена активность фронтальных и стволовых структур, повышена активность левой височной зоны со снижением взаимосвязей отделов мозга и отсутствием межполушарного доминирования. Во второй группе у учащихся повышен уровень постоянных потенциалов головного мозга в стволовых структурах и правой височной области с одновременным снижением энергозатрат затылочной зоны, отмечена отрицательная динамика структурно-функциональной организации мозга; уровень постоянных потенциалов отражает механизмы принятия решения детьми в различных средах.

Ключевые слова

гиперактивность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, уровень постоянных потенциалов, поведенческое реагирование.
Скачать статью (pdf, 3MB )

Список литературы

  1. Колесов Д.В. Поведение: физиология, психология, этика. М.; Воронеж, 2006. 696 с. 
  2. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб., 2002. 448 с. 
  3. Судаков К.В. Системная организация функций человека: Теоретические аспекты // Успехи физиол. наук. 2000. Т. 31, № 1. С. 1–17. 
  4. Зилов В.Г., Судаков К.В., Эпштейн О.И. Элементы информационной биологии и медицины. М., 2000. 248 с. 
  5. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // 1-я Междунар. конф. памяти А.Р. Лурия: тез. докл. / под ред. Е.А. Хомской, Т.В. Ахутиной. М., 1998. С. 201–208. 
  6. Lazar J.W., Frank Y. Frontal System Dysfunction in Children with Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder and Learning Disabilities // J. Neuropsychiatry Clin. Neurosci. 1998. Vol. 10, № 2. P. 160–167. 
  7. Denckla M.B. The Role of Cortical/Subcortical Networks in Disabilities // New Developments in Child Neurology / еd. M.V. Perat. Bologna, 1998. P. 615–620. 
  8. Грибанов А.В., Старцева Л.Ф., Иорданова Ю.А. Поведенческое реагирование детей с дефицитом внимания и гиперактивностью с различной стереотипностью выбора в детерминированных средах // Экология человека. 2009. № 12. С. 34–38. 
  9. Депутат И.С., Грибанов А.В., Старцева Л.Ф., Нехорошкова А.Н., Панков М.Н. Интеллект детей с СДВГ: психофизиологический анализ (краткий обзор) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2013. № 2. С. 20–29. 
  10. Грибанов А.В., Панков М.Н., Подоплёкин А.Н. Уровень постоянных потенциалов головного мозга у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Физиология человека. 2009. Т. 35. № 6, С. 43–48. 
  11. Аладжалова Н.А. Медленные электрические процессы в головном мозге. М., 1962. 240 с. 
  12. Илюхина В.А., Матвеев Ю.К., Федорова М.А. Метод картирования функциональных состояний проекционных зон коры по показателям омега-потенциала в отведении от поверхности головы // Физиология человека. 1997. Т. 23, № 6. С. 123–130. 
  13. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. М., 2000. 587 с.