Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: http://medbio.narfu.ru/
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Влияние темперамента, нейроэнергометаболизма и уровня активации коры головного мозга на психическое развитие младших школьников. С. 43–55

Версия для печати

Рубрика: Физиология

УДК

612.821

Сведения об авторах

И.В. Хабарова*, Н.С. Бедерева*, С.Н. Шилов*
*Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (г. Красноярск)

Аннотация

Представлены результаты исследования интенсивности энергетического метаболизма и уровня активационных влияний на кору головного мозга младших школьников. Обследовано 149 детей с нормой (n = 69) и задержкой (n = 80) психического развития. Выделены типы темперамента младших школьников по индексу выраженности поведенческих проявлений: у детей с нормой развития преобладали средние значения данного индекса, что соответствует адекватному типу темперамента, у детей с задержкой психического развития чаще определялись высокие значения – интенсивный тип. Выявлены отличия в протекании мозговых процессов у школьников с различными темпераментальными особенностями. У детей с нормой развития и адекватным типом темперамента отмечены оптимальные показатели интенсивности энергетического метаболизма и II уровень активации коры головного мозга; у «интенсивных» чаще определялись высокая интенсивность нейроэнергометаболизма и III уровень активации; у «спокойных» преобладали высокий уровень активации левого полушария мозга и снижение интенсивности нейроэнергообмена. Младшие школьники с задержкой психического развития, имеющие спокойный тип темперамента, характеризовались асимметричной активацией полушарий головного мозга с преобладанием активности правого полушария и низкой интенсивностью энергетического метаболизма коры головного мозга; у «адекватных» чаще отмечались средняя интенсивность энергетического метаболизма и II уровень активации с преобладанием симметричной активности правого и левого полушарий; у детей с интенсивным типом темперамента – высокие значения интенсивности нейроэнергообмена и уровня активационных влияний на кору головного мозга с преобладанием активности правого полушария. Показана роль некоторых психофизиологических механизмов в обеспечении психического развития детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова

омега-потенциал, устойчивый постоянный потенциал, темперамент младших школьников, активационные процессы мозга, нейроэнергообмен
Скачать статью (pdf, 1.5MB )

Список литературы

  1. Due P., Damsgaard M.T., Rasmussen M., Holstein B.E., Wardle J., Merlo J., Currie C., Ahluwalia N., Sørensen T.I., Lynch J., Borraccino A., Borup I., Boyce W., Elgar F., Gabhainn S.N., Krølner R., Svastisalee C., Matos M.C., Nansel T., Al Sabbah H., Vereecken C., Valimaa R. Socioeconomic Position, Macroeconomic Environment and Overweight Among Adolescents in 35 Countries // Int. J. Obes. 2009. Vol. 33, № 10. Р. 1084–1093. 
  2. Freeman J.G., Samdal O., Klinger D.A., Dur W., Griebler R., Currie D., Rasmussen M. The Relationship of Schools to Emotional Health and Bullying // Int. J. Public Health. 2009. Vol. 54, suppl. 2. Р. 251–259. 
  3. Дьячкова Н.М. Нейропсихологическое исследование детей, проживающих в экологически неблагополучных условиях // Успехи соврем. естествознания. 2006. № 4. С. 37–39. 
  4. Сергеева О.А., Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития // Бюл. мед. интернет-конф. 2014. Т. 4, № 11. С. 1292–1294. 
  5. Каубиш В.К., Бердышев И.С., Козлов В.П. Непсихотические нервно-психические расстройства как основа нарушения поведения у младших школьников // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1992. Т. 92, № 5-12. С. 88–90. 
  6. Calkins S.D., Dollar J.M. Emotion: Commentary. A Biopsychosocial Perspective on Maternal Psychopathology and the Development of Child Emotion Regulation // J. Pers. Disord. 2014. Vol. 28, № 1. Р. 70–77. 
  7. Бакиева Н.З., Гребнева Н.Н. Психофизиологические особенности возрастного развития дошкольников в условиях Западной Сибири // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Естеств. науки. 2010. № 4. С. 31–37. 
  8. Русалов В.М., Парилис С.Э. Темперамент и своеобразие когнитивной системы личности // Психол. журн. 1991. Т. 12, № 1. С. 118–123. 
  9. Posner M.I., Petersen S.E. The Attention System of the Human Brain // Annu. Rev. Neurosci. 1990. Vol. 13. P. 25–42. 
  10. Vanini G., Baghdoyan H.A. Extrasynaptic GABAA Receptors in Rat Pontine Reticular Formation Increase Wakefulness // Sleep. 2013. Vol. 36, № 3. Р. 337–343. 
  11. Alstermark B., Ekerot С.F. The Lateral Reticular Nucleus: A Precerebellar Centre Providing the Cerebellum with Overview and Integration of Motor Functions at Systems Level. A New Hypothesis // J. Physiol. 2013. Vol. 591, № 22. Р. 5453–5458. 
  12. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Энергетическая физиология мозга. М., 2003. 288 с. 
  13. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Интенсивность церебрального энергетического обмена: возможности его оценки электрофизиологическим методом // Вестн. РАМН. 2001. № 8. С. 38–43. 
  14. Пономарева Н.В., Фокин В.Ф., Разыграев И.И. Клиническое применение метода анализа уровня постоянных потенциалов головного мозга // Современное состояние методов неинвазивной диагностики в медицине: тр. конф. Ялта; Гурзуф, 1996. С. 37–40. 
  15. Сметанникова И.Н. Нейропсихологический анализ сформированности высших психических функций в контексте успешности обучения детей 9–10 лет // Изв. Алтайск. гос. ун-та. 2012. Т. 2, № 2(74). С. 63–66. 
  16. Воронова М.Н., Корнеев А.А., Ахутина Т.В. Лонгитюдное исследование развития высших психических функций у младших школьников // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 2013. № 4. С. 48–64. 
  17. Лаврик С.Ю., Домитрак С.В., Шпрах В.В. Минимальная мозговая дисфункция: распространенность, факторы риска, клинические, нейрофизиологические и нейропсихофизиологические аспекты // Бюл. Вост.-Сиб. науч. центра Сиб. отд-ния РАМН. 2014. № 1(95). С. 35–39. 
  18. Fagerholm E.D., Lorenz R., Scott G., Dinov М., Hellyer P.J., Mirzaei N., Leeson С., Carmichael D.W., Sharp D.J., Shew W.L., Leech R. Cascades and Cognitive State: Focused Attention Incurs Subcritical Dynamics // J. Neurosci. 2015. Vol. 35, № 11. Р. 4626–4634. 
  19. Даргель И.В., Шилов С.Н. Роль активации коры головного мозга в формировании высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития // Сиб. пед. журн. 2012. № 5. С. 146–149. 
  20. Залевский Г.В., Хабарова И.В., Шилов С.Н., Кожевников В.Н. Влияние уровня активации лобной коры головного мозга и темпераментальных черт на формирование познавательных процессов младших школьников с задержкой психического развития // Сиб. психол. журн. 2013. № 49. С. 7–12. 
  21. Аладжалова Н.А. Психофизиологические аспекты сверхмедленной ритмической активности головного мозга. М., 1979. 214 с. 
  22. Илюхина В.А., Дамбинова С.А. Физиолого-биохимические основы сверхмедленных систем регуляции интегративных функций и состояний ЦНС // Успехи функциональной нейрохимии. СПб., 2003. С. 127–143. 
  23. Петросян Е.Ю., Савченков Ю.И. Метод определения частных ВП-типов темперамента по результатам исследования его черт по А. Томасу // Сиб. мед. обозрение. 2009. Т. 59, № 5. С. 35–38. 
  24. Русалов В.М., Дудин С.И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития // Психол. журн. 1995. Т. 16, № 5. С. 12–23. 
  25. Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психол. журн. 1991. Т. 12, № 5. С. 3–17. 
  26. Слободская Е.Р., Татауров Ю.А. Вегетативная регуляция сердечного ритма и темперамент детей раннего возраста // Физиология человека. 2001. Т. 27, № 2. С. 86–90. 
  27. Слободская Е.Р. Развитие ребенка: индивидуальность и приспособление. Новосибирск, 2004. 415 с. 
  28. Петросян Е.Ю., Савченков Ю.И. Типы возрастной динамики некоторых черт темперамента // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 4(82). С. 65–70. 
  29. Илюхина В.А., Кривощапова М.Н., Матвеев Ю.К., Пономарева Е.А., Шаптилей М.А. Особенности соотношения уровней активации лобной, височной и теменной коры по параметрам сверхмедленных биопотенциалов у детей 4–7 лет с возрастной нормой и задержкой развития речи // Журн. эволюц. биохимии и физиологии. 2004. Т. 40, № 5. С. 455–468. 
  30. Фарбер Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л., 1990. С. 168–177. 
  31. Кожевников В.Н., Варлакова Я.В., Новиков В.Б., Тронин О.А. Аппаратно-программный комплекс омегаметрии // Современные проблемы радиоэлектроники: сб. науч. тр. / под ред. А.И. Громыко, А.В. Сарафанова. Красноярск, 2004. С. 660–662. 
  32. Грибанов А.В., Депутат И.С. Распределение уровня постоянных потенциалов головного мозга у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью при различном уровне интеллекта // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Естеств. науки. 2008. № 1. С. 4–9. 
  33. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В., Коротенкова М.В., Коновалов Р.Н., Танашян М.М., Лагода О.В. Факторы, определяющие динамические свойства функциональной межполушарной асимметрии // Асимметрия. 2011. Т. 5, № 1. С. 4–20. 
  34. Боравова А.И., Галкина Н.С., Фокин В.Ф. Взаимосвязь эмоционально-личностных особенностей школьниц первого класса с характером межполушарной асимметрии и уровнем постоянного потенциала головного мозга // Асимметрия. 2009. Т. 3, № 3. С. 38–44. 
  35. Фандюхин С.А. Особенности структуры и черт темперамента у лиц с различными соматотипами: дис. ... канд. мед. наук. Красноярск, 2002. 144 с. 
  36. Бедерева Н.С., Шилов С.Н., Гезалова Н.В. Особенности нейрометаболических реакций и уровней активации головного мозга у младших школьников с различными темпераментными характеристиками // Сиб. вестн. спец. образования. 2013. № 1(9). С. 25–37.