Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: http://medbio.narfu.ru/
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Возможности применения нейробиоуправления для повышения функциональных способностей головного мозга (обзор). С. 338–348

Версия для печати

Рубрика: Научные обзоры

УДК

612.821

DOI

10.17238/issn2542-1298.2019.7.3.338

Сведения об авторах

Ю.С. Джос*, И.А. Меньшикова**
*Педиатрический центр «Оккервиль» (Ленинградская обл., Всеволожский р-он, д. Кудрово)
**Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск)
Ответственный за переписку: Меньшикова Ирина Александровна, адрес: 163000, г. Архангельск, проезд Бадигина, д. 3; e-mail: irinamen2014@yandex.ru

Аннотация

Рассмотрены вопросы применения нейробиоуправления при различных заболеваниях и нарушениях функционального состояния головного мозга у детей и взрослых. Предъявление собственных биоэлектрических потенциалов мозга позволяет научиться контролировать физиологические функции, управляемые человеком бессознательно. Сеансы биологической обратной связи (БОС) по параметрам ЭЭГ оказывают влияние на фундаментальные ритмические механизмы за счет изменения нейромодуляторных влияний ствола мозга, пластичности нейронных сетей и формирования новых нейронных ансамблей. Меняя уровень и степень ЭЭГ-активности, данный тренинг нормализует механизмы активации, за счет чего улучшает кортикальную стабильность. В результате обучения управлением центральными механизмами регуляции сеансы обратной связи по ЭЭГ приводят к стабилизации функционирования нервной системы в целом. Это играет большую роль в повышении функциональных способностей головного мозга как у детей, так и у взрослых. Наиболее эффективно применение данного метода при эпилепсии, различных видах аддиктивных расстройств, нарушениях сна у взрослых, при синдроме нарушения внимания и гиперактивности у детей, также он был успешно внедрен в тренировочный процесс спортсменов. Однако, несмотря на многочисленные исследования, остаются нерешенными вопросы эффективного использования нейробиоуправления. В частности, исследователями не выработано единого мнения о количестве, длительности и частоте проведения сеансов нейробиоуправления. Также немаловажно изучить проблемы мотивации и учесть когнитивные возможности испытуемых в понимании заданий в ходе проведения ЭЭГ- БОС-тренинга. Изучение динамики спектральных характеристик основных ритмов в процессе курса ЭЭГ-тренингов, оценка стратегии саморегуляции после завершения курса БОС по параметрам ЭЭГ послужит основой для разработки методических рекомендаций по развитию навыков эффективной саморегуляции психических функций.

Ключевые слова

нейробиоуправление, электроэнцефалограмма, произвольная регуляция
Скачать статью (pdf, 2.6MB )

Список литературы

1. Исайчев С.А. Использование БОС-технологии в практической психологии // XX съезд Физиологического общества им. И.П. Павлова: тез. докл. (4–8 июня 2007 г.). М.: Рус. врач, 2007. С. 211–212.
2. Поскотинова Л.В. Вегетативная регуляция ритма сердца и эндокринный статус подростков и молодых лиц в условиях Европейского Севера России: дис. … д-ра биол. наук. Архангельск, 2009. 329 с.
3. Рудакова Е.В., Грибанов А.В., Панков М.Н. Возможности БОС-тренинга в коррекции синдрома с гиперактивностью // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Физиол. и психол.-пед. науки. 2007. № 4. С. 86–93.
4. Вартанова Т.С., Сметанкин А.А. Очерк истории развития биологической обратной связи как метода медицинской реабилитации // Общие вопросы применения метода БОС. СПб.: Биосвязь, 2008. С. 3–19.
5. Василевский Н.Н., Мигаловская Н.А., Никитина С.Б., Зингерман А.М. Метод альтернативного биоуправления с обратной связью и критерии эффективности тренинга // Биоуправление-2: теория и практика. Новосибирск: ИМБК СО РАМН, 1993. С. 65–75.
6. Сороко С.И., Трубачев В.В. Нейрофизиологические и психофизиологические основы адаптивного биоуправления. СПб.: Политехника-сервис, 2010. 607 с.
7. Гринь-Яценко В.А., Кропотов Ю.Д., Пономарев В.А., Чутко Л.С., Яковенко Е.А. Использование метода биологической обратной связи по электроэнцефалограмме в коррекции нарушений внимания у детей // Биоуправление-4: Теория и практика: коллект. моногр. / отв. ред. М.Б. Штарк, М. Шварц. Новосибирск: Цэрис, 2002. С. 108–116.
8. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1988. 262 с.
9. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. 196 с.
10. Безруких М.М., Логинова Е.С., Мачинская Р.И., Семенова О.А., Филиппова Т.А. Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников. М.: МПГИ, 2007. 124 с.
11. Захаров В.В. Всероссийская программа исследований эпидемиологии и терапии когнитивных расстройств в пожилом возрасте («Прометей») // Неврол. журн. 2006. Т. 11, № 2. С. 27–32.
12. Sterman M.B., Egner T. Foundation and Practice of Neurofeedback for the Treatment of Epilepsy // Appl. Psychophysiol. Biofeedback. 2006. Vol. 31, № 1. P. 21–35.
13. Walker J.E. Power Spectral Frequency and Coherence Abnormalities in Patients with Intractable Epilepsy and Their Usefulness in Long-Term Remediation of Seizures Using Neurofeedback // Clin. EEG Neurosci. 2008. Vol. 39, № 4. P. 203–205.
14. Walker J.E. Using QEEG-Guided Neurofeedback for Epilepsy Versus Standardized Protocols: Enhanced Effectiveness? // Appl. Psychophysiol. Biofeedback. 2010. Vol. 35, № 1. Р. 29–30.
15. Штарк М.Б., Скок А.Б. Применение электроэнцефалографического биоуправления в клинической практике (литературный обзор) // Биоуправление-3: Теория и практика: коллект. моногр. / отв. ред. М.Б. Штарк, Р. Колл. Новосибирск: Цэрис, 1998. С. 131–139.
16. Horrell T., El-Baz A., Baruth J., Tasman A., Sokhadze G., Stewart C., Sokhadze E. Neurofeedback Effects on Evoked and Induced EEG Gamma Band Reactivity to Drug-Related Cues in Cocaine Addiction // J. Neurother. 2010. Vol. 14, № 3. Р. 195–216.
17. Черапкина Л.П., Тристан В.Г., Еремеев С.И. Влияние повторного курса ЭЭГ-биоуправления на электроэнцефалографическую и хронобиологическую характеристики функционального состояния спортсменов // Бюл. СО РАМН. 2004. № 3(113). С. 105–109.
18. Стрижкова Т.Ю., Черапкина Л.П., Стрижкова О.Ю. Применение нейробиоуправления при подготовке высококвалифицированных спортсменок, занимающихся сложнокоординационными видами спорта // Омск. науч. вестн. 2008. № 2(66). С. 148–150.
19. Cortoos A., De Valck E., Arns M., Breteler M.H.M., Cluydts R. An Exploratory Study on the Effects of Tele-Neurofeedback and Tele-Biofeedback on Objective and Subjective Sleep in Patients with Primary Insomnia // Appl. Psychophysiol. Biofeedback. 2010. Vol. 35, № 2. Р. 125–134.
20. Hammond D.C. What Is Neurofeedback: An Update // J. Neurother. 2011. Vol. 15, № 4. Р. 305–336.
21. Walker J.E. QEEG-Guided Neurofeedback for Recurrent Migraine Headaches // Clin. EEG Neurosci. 2011. Vol. 42, № 1. Р. 59–61.
22. Ros T., Munneke M.A., Ruge D., Gruzelier J.H., Rothwell J.C. Endogenous Control of Waking Brain Rhythms Induces Neuroplasticity in Humans // Eur. J. Neurosci. 2010. Vol. 31, № 4. Р. 770–778.
23. Thompson L., Thompson M., Reid A. Neurofeedback Outcomes in Clients with Asperger’s Syndrome // Appl. Psychophysiol. Biofeedback. 2010. Vol. 35, № 1. Р. 63–81.
24. Coben R., Linden M., Myers T.E. Neurofeedback for Autistic Spectrum Disorder: A Review of the Literature // Appl. Psychophysiol. Biofeedback. 2010. Vol. 35, № 1. Р. 83–105.
25. Coben R., Myers T.E. The Relative Efficacy of Connectivity Guided and Symptom Based EEG Biofeedback for Autistic Disorders // Appl. Psychophysiol. Biofeedback. 2010. Vol. 35, № 1. Р. 13–23.
26. Sürmeli T., Ertem A. EEG Neurofeedback Treatment of Patients with Down Syndrome // J. Neurother. 2007. Vol. 11, № 1. Р. 63–68.
27. Sürmeli T., Ertem A. Post-WISC–R and TOVA Improvement with QEEG Guided Neurofeedback Training in Mentally Retarded: A Clinical Case Series of Behavioral Problems // Clin. EEG & Neurosci. 2010. Vol. 41, № 1. Р. 32–41.
28. Drechsler R. Ist Neurofeedbacktraining eine wirksame Therapiemethode zur Behandlung von ADHS? Ein Überblick über aktuelle Befunde // Z. Neuropsychol. 2011. Vol. 22, № 2. Р. 131–146.
29. Lubar J.F., Shouse M.N. EEG and Behavioral Changes in a Hyperkinetic Child Concurrent with Training of the Sensorimotor Rhythm (SMR): A Preliminary Report // Biofeedback Self Regul. 1976. Vol. 1, № 3. Р. 293–306.
30. Успенский А.Л., Субботкина А.Н. Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности методом компьютерного биоуправления // Вестн. восстановит. медицины. 2010. № 4. С. 28–31.
31. Джафарова О.А., Даниленко Е.Н. Нейробиоуправление в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности школьников // Открытое образование. 2016. № 2. С. 93–96. DOI: 10.21686/1818-4243-2016-2-93-96
32. Фокина Ю.О., Павленко В.Б., Куличенко А.М. Возможные механизмы действия биологической обратной связи по электроэнцефалограмме // Уч. зап. Тавр. нац. ун-та им. В.И. Вернадского. Сер.: Биология, химия. 2008. Т. 21(60), № 1. С. 107–116.