CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Роль вегетативной нервной системы в обеспечении адаптации к трудовому обучению учащихся специальности «Мастер строительных и отделочных работ». С. 132–138

Версия для печати

Рубрика: Физиология

УДК

[612.8+612.017]:377.3

DOI

10.37482/2542-1298-Z003

Сведения об авторах

О.В. Киёк* ORCID: 0000-0003-0900-6313
В.М. Покровский* ORCID: 0000-0002-3971-7848
*Кубанский государственный медицинский университет (г. Краснодар)
Ответственный за переписку: Киёк Ольга Васильевна, адрес: 350029, г. Краснодар, ул. М. Седина, д. 4; e-mail: olga.kiek@mail.ru

Аннотация

Цель исследования – по показателям вариабельности ритма сердца оценить вклад вегетативной нервной системы в адаптивные возможности учащихся в процессе трудового обучения – при прохождении производственной практики. Изучена вариабельность ритма сердца у 44 юношей, обучающихся по специальности «Мастер строительных и отделочных работ». Согласно теории Я. Стреляу и в соответствии с типами личности по Айзенку, учащиеся были поделены на 2 группы – более адаптированные и менее адаптированные. Увеличение симпатического влияния после производственной практики наблюдалось у представителей обеих групп, однако у более адаптированных лиц эти изменения были выражены в меньшей степени, чем у менее адаптированных. Так, уменьшение среднего квадратичного отклонения у более адаптированных учащихся происходило на 51,7 %, в то время как у менее адаптированных – на 68,6 %; уменьшение коэффициента вариации – на 42,8 и 69,3 % соответственно. Индекс напряжения после производственной практики в группе более адаптированных составил 276, в группе менее адаптированных – 527,9. Увеличение гуморально-метаболических механизмов регуляции в большей степени происходило у более адаптированных учащихся (относительное значение мощности волн низкой частоты повысилось на 242,1 % в группе более адаптированных и на 137,5 % в группе менее адаптированных). После производственной практики изменения тонуса вегетативной нервной системы отмечены у лиц обеих исследуемых групп, однако в группе менее адаптированных учащихся показатели, свидетельствующие о симпатикотонии и уменьшении вариабельности ритма сердца, изменились в большей степени.
Для цитирования: Киёк О.В., Покровский В.М. Роль вегетативной нервной системы в обеспечении адаптации к трудовому обучению учащихся специальности «Мастер строительных и отделочных работ» // Журн. мед.-биол. исследований. 2020. Т. 8, № 2. С. 132–138. DOI: 10.37482/2542-1298-Z003

Ключевые слова

обучающиеся рабочим профессиям, вегетативная нервная система, вариабельность ритма сердца, адаптивные возможности учащихся
Скачать статью (pdf, 0.4MB )

Список литературы

1. Артеменков А.А. Физиологическая характеристика адаптации студентов к учебно-трудовой деятельности // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер.: Биология и экология. 2015. № 3. С. 15–26.
2. Дерюгина А.В., Заздравная М.А. Динамика вегетативных показателей студентов колледжа в период адаптации к учебной деятельности // Современные технологии: Актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. победителей VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 23 июня 2017 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 28–30.
3. Власенко Н.Ю., Макарова И.И. Особенности центральной гемодинамики и параметров эритроцитов при воздействии экстремальных профессиональных факторов // Экология человека. 2018. № 8. С. 4–10.
4. Киёк О.В. Влияние производственной практики на адаптационные возможности обучающихся по профессии токарь // Кубан. науч. мед. вестн. 2019. Т. 26, № 1. С. 108–113. DOI: 10.25207/1608-6228-2019-26-1-108-113
5. Ланг И., Шмидт Н., Веймер С., Кахн Х. Воздействие различных факторов производственной среды на строительных рабочих // Медицина труда и промышл. экология. 2004. № 7. С. 38–41.
6. Стасева Е.В., Пушенко С.Л. Разработка метода комплексной оценки и управления рисками на площадках предприятий строительной индустрии // Строительство и техноген. безопасность. 2017. № 8(60). С. 49–53.
7. Тимофеева С.С., Тимофеев С.С., Цветкун Н.В. Условия труда и профессиональные риски в строительных организациях Иркутской области // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Строительство и архитектура. 2018. Т. 18, № 3. С. 46–52. DOI: 10.14529/build180307
8. Hammoud S., Karam R., Mourad R., Saad I., Kurdi M. Stress and Heart Rate Variability During University Final Examination Among Lebanese Students // Behav. Sci. (Basel). 2019. № 9, № 1. Art. № 3.
9. Shearer A., Hunt M., Chowdhury M., Nicol L. Effects of a Brief Mindfulness Meditation Intervention on Student Stress and Heart Rate Variability // Int. J. Stress Manag. 2016. Vol. 32, № 2. Р. 232–254. DOI: 10.1037/a0039814
10. Shokr S. Effect of Exam Stress on Heart Rate Variability Parameters in Healthy Students // Egypt. Acad. J. Biol. Sci. C. Physiol. Mol. Biol. 2015. Vol. 7, № 1. P. 75–81.
11. Traina M., Gataldo A., Galullo F., Russo G. Effects of Anxiety Due to Mental Stress on Heart Rate Variability in Healthy Subjects // Minerva Psichiatr. 2011. Vol. 52, № 4. Р. 227–231.
12. Федотов Д.М., Мелькова Л.А., Подоплекин А.Н. Функциональное состояние организма человека при морских трансширотных рейсах в условиях Арктики // Журн. мед.-биол. исследований. 2017. Т. 5, № 1. С. 37–47. DOI: 10.17238/issn2542-1298.2017.5.1.37
13. Горелик В.В., Беляев В.С., Филиппова С.Н., Чумаков Б.Н. Особенности психофизиологической адаптации учащихся 11–16 лет к учебным и физическим нагрузкам, детерминированные типами вегетативной регуляции // Человек. Спорт. Медицина. 2018. Т. 18, № 1. С. 20–32. DOI: 10.14529/hsm180102
14. Корельская И.Е., Блохина Н.В. Адаптация к обучению в университете в зависимости от типа вегетативной нервной системы студентов // Успехи соврем. естествознания. 2015. № 9-3. С. 503–506.
15. Лоскутова А.Н., Максимов А.Л. Вариабельность кардиоритма и дисперсионного картирования ЭКГ у допризывников Магаданской области с ваготоническим типом вегетативной регуляции // Экология человека. 2018. № 7. С. 36–42.
16. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца. Иваново: Нейрософт, 2017. 516 с.
17. Айзенк Г.Ю., Вильсон Г. Как измерить личность: пер. с англ. А. Белопольского. М.: Когито-Центр, 2000. 283 с.
18. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. 231 с.
19. Киамова Н.И., Чернышева Ф.А. Использование вариабельности ритма сердца для оценки адаптивных возможностей детей с ДЦП // Наука и спорт: соврем. тенденции. 2019. Т. 7, № 2. С. 63–67.
20. McCraty R., Shaffer F. Heart Rate Variability. New Perspectives on Physiological Mechanisms, Assessment of Self-Regulatory Capacity, and Health Risk // Glob. Adv. Health Med. 2015. Vol. 4, № 1. Р. 46–61. DOI: 10.7453/gahmj.2014.073