Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: http://medbio.narfu.ru/
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Осведомленность педагогов об основах здорового образа жизни и гигиенических принципах охраны зрения. С. 269–276

Версия для печати

Рубрика: Профилактическая медицина

УДК

613.9:612.84

DOI

10.37482/2687-1491-Z018

Сведения об авторах

Н.А. Скоблина* ORCID: 0000-0001-7348-9984
О.Ю. Милушкина* ORCID: 0000-0001-6534-7951
С.В. Маркелова* ORCID: 0000-0003-0584-2322
Д.М. Федотов** ORCID: 0000-0002-4067-8364
И.В. Добрук*** ORCID: 0000-0003-3523-3288
К.В. Цепляева**** ORCID: 0000-0003-4963-105X
Н.О. Сапунова**** ORCID: 0000-0002-0539-2950
*Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова (Москва)
**Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск)
***Управление образования Администрации городского округа Долгопрудный (Московская обл., г. Долгопрудный)
****Долгопрудненская гимназия (Московская обл., г. Долгопрудный)
Ответственный за переписку: Федотов Денис Михайлович, адрес: 163000, г. Архангельск, просп. Троицкий, д. 51; e-mail: doctorpro@yandex.ru

Аннотация

Повсеместное использование различных электронных устройств с видеодисплейными терминалами может приводить к ухудшению здоровья людей, особенно со стороны органа зрения. Соблюдение гигиенических принципов охраны зрения сегодня является базовым компонентом здорового образа жизни. Для изучения осведомленности преподавателей вузов и учителей об основах здорового образа жизни был проведен опрос 400 человек, проживающих в различных регионах Российской Федерации. Осведомленность о гигиенических принципах охраны зрения и практических навыках их использования в жизни у преподавателей вузов и учителей не имела значимых различий (p ≥ 0,05). Наиболее частыми ответами на вопрос об укреплении собственного здоровья у учителей и преподавателей вузов были: «отсутствие вредных привычек» (74,6 и 72,7 % соответственно), «правильное питание» (42,6 и 42,9 %), «соблюдение режима дня, режима труда и отдыха» (30,4 и 35,2 %), «занятие бегом, посещение тренажерного зала, занятия спортом, туризмом и т. п.» (22,8 и 44,9 %). Однако сочетанное использование всех компонентов здорового образа жизни отметили только 23,2 % учителей и 20,5 % преподавателей вузов, при этом ничего не предпринимают для укрепления своего здоровья 10,3 и 10,8 % соответственно. В качестве профилактических гигиенических мер по охране зрения как педагогов, так и их учеников можно предложить следующее: применение электронных устройств только в местах с хорошим уровнем искусственной освещенности, без повышенного уровня шума; непрерывное использование электронных устройств не более 1 ч, проведение во время перерывов гимнастики для глаз; применение специально подобранных очков в случае необходимости коррекции зрения; отказ от использования электронных устройств хотя бы 1 день в неделю, например в выходной.

Ключевые слова

информационно-коммуникационные технологии, здоровый образ жизни, охрана зрения, педагоги, использование электронных устройств
Скачать статью (pdf, 0.4MB )

Список литературы

1. Ушаков И.Б., Попов В.И., Петрова Т.Н., Есауленко И.Э. Изучение здоровья студентов как результат взаимодействия медико-биологических, экологических и социально-гигиенических факторов риска // Медицина труда и промышл. экология. 2017. № 4. С. 33–36.
2. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Обрубов С.А., Татаринчик А.А., Цамерян А.П., Маркелова С.В. Гигиенические факторы формирования функциональных отклонений и хронических заболеваний глаза у школьников и студентов в современных условиях // Рос. дет. офтальмология. 2019. № 1. С. 22–27. DOI: 10.25276/2307-6658-2019-1-22-27
3. Toh S.H., Coenen P., Howie E.K., Mukherjee S., Mackey D.A., Straker L.M. Mobile Touch Screen Device Use and Associations with Musculoskeletal Symptoms and Visual Health in a Nationally Representative Sample of Singaporean Adolescents // Ergonomics. 2019. Vol. 62, № 6. P. 778–793.
4. Straker L., Harris C., Joosten J., Howie E.K. Mobile Technology Dominates School Children’s IT Use in an Advantaged School Community and Is Associated with Musculoskeletal and Vision Symptoms // Ergonomics. 2017. Vol. 61, № 5. Р. 658–669. DOI: 10.1080/00140139.2017.1401671
5. Дьячкова М.Г., Мордовский Э.А. Воздействие компьютерных технологий на здоровый образ жизни подрастающего поколения // Экология человека. 2012. № 5. С. 14–19.
6. Xie Y., Szeto G., Dai J. Prevalence and Risk Factors Associated with Musculoskeletal Complaints Among Users of Mobile Handheld Devices: A Systematic Review // Appl. Ergon. 2017. Vol. 59, pt. A. P. 132–142.
7. Ranasinghe P., Wathurapatha W.S., Perera Y.S., Lamabadusuriya D.A., Kulatunga S., Jayawardana N., Katulanda P. Computer Vision Syndrome Among Computer Office Workers in a Developing Country: An Evaluation of Prevalence and Risk Factors // BMC Res. Notes. 2016. Vol. 9. Art. № 150. DOI: 10.1186/s13104-016-1962-1
8. Gowrisankaran S., Sheedy J.E. Computer Vision Syndrome: A Review // Work. 2015. Vol. 52, № 2. P. 303–314. DOI: 10.3233/WOR-152162
9. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Татаринчик А.А., Федотов Д.М. Место гаджетов в образе жизни современных школьников и студентов // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 7(292). С. 41–43.
10. Соколова Н.В., Попов В.И., Картышева С.И., Королева А.О. Некоторые аспекты профилактической деятельности учителя, направленной на улучшение состояния здоровья школьников // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93, № 1. С. 90–91.
11. Платонова Я.В. Особенности условий труда в формировании профессионального здоровья педагогических работников // Медицина и физ. культура: наука и практика. 2020. Т. 2, № 1(5). С. 54–61. DOI: 10.20310/2658-7688-2020-2-1(5)-54-61
12. Al Tawil L., Aldokhayel S., Zeitouni L., Qadoumi T., Hussein S., Ahamed S.S. Prevalence of Self-Reported Computer Vision Syndrome Symptoms and Its Associated Factors Among University Students // Eur. J. Ophthalmol. 2020. Vol. 30, № 1. P. 189–195.
13. Гудинова Ж.В., Жернакова Г.Н., Толькова Е.И. Дружелюбная статистика: статистический анализ медицинских баз данных: пошаговые инструкции. Омск: Омск. гос. мед. акад., 2014. Вып. 1. 112 с.
14. Дерябин В.Е. Биометрическая обработка антропологических данных с применением компьютерных программ: прил. Указатель некоторых англоязычных терминов, применяемых в диалоговых панелях и текстах вывода результатов вычислений пакета статистических программ STATISTICA. М., 2004. 40 с. Деп. в НИИ и Музей антропологии МГУ 12.01.2004 № 35-B2004.
15. Бобрищева-Пушкина Н.Д., Бокарева Н.А., Добрук И.В., Кузнецова Л.Ю., Лапонова Е.Д., Милушкина О.Ю., Нагорный Р.В., Попова О.Л., Сапунова Н.О., Скоблина Н.А., Сошина Н.Л., Федотов Д.М., Цамерян А.П., Цепляева К.В. Образование и здоровье: диагностика, коррекция и охрана здоровья участников образовательного процесса: моногр. Новосибирск: Ассоц. науч. сотр. «Сибирская академическая книга», 2016. 116 с.
16. Чувгунова О.А. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность преподавателя вуза: диагностика и развитие // Открытое образование. 2019. Т. 23, № 3. С. 49–61. DOI: 10.21686/1818-4243-2019-3-49-61