Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: http://medbio.narfu.ru/
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Эффективность кардиобиоуправления у подростков 15–16 лет после физической нагрузки в условиях низких температур. C. 341–349

Версия для печати

Рубрика: Физиология

УДК

612.176:612.6:616-001.18

DOI

10.37482/2687-1491-Z026

Сведения об авторах

О.С. Заборский* ORCID: 0000-0002-7896-3267
Л.В. Поскотинова* ORCID: 0000-0002-7537-0837
О.В. Кривоногова* ORCID: 0000-0002-7267-8836
*Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук (г. Архангельск)
Ответственный за переписку: Заборский Олег Сергеевич, адрес: 163000, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 249; e-mail: vodnic.number27@yandex.ru

Аннотация

Применение краткосрочного тренинга с биологической обратной связью (БОС) способствует эффективному восстановлению сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки. Цель исследования – оценка реактивности сердечно-сосудистой системы подростков 15–16 лет при биоуправлении общей вариабельностью сердечного ритма (ВСР) после физической нагрузки скоростно-силового характера (троекратный прыжок в длину с места) на открытом воздухе (температура от –1 до –10 °C). Материалы и методы. Обследованы здоровые подростки: экспериментальная группа (n = 15), проходившая БОС-тренинг (3 мин) на приборе «Варикард» (ООО «Рамена», Россия) с целью увеличения общей мощности ВСР, и группа контроля (n = 12). Выделялись следующие этапы регистрации показателей ВСР и артериального давления: фон (исходные показатели); сразу после физической нагрузки; восстановительный период с выполнением БОС-тренинга (экспериментальная группа) или нахождение в состоянии покоя (группа контроля). Результаты. В восстановительный период после БОС-тренинга у лиц экспериментальной группы общая мощность ВСР была значимо выше в сравнении с группой контроля (р = 0,04). У лиц экспериментальной группы с исходной частотой сердечных сокращений (ЧСС) менее 90 уд./мин на фоне ее повышения при БОС-тренинге индекс напряжения значимо не изменялся. У лиц с тахикардией (более 90 уд./мин) ЧСС и индекс напряжения сохранялись повышенными на всех этапах. Заключение. Краткосрочный БОС-тренинг (3 мин) после нагрузки скоростно-силового характера в условиях низкого температурного режима способствует увеличению общей мощности ВСР у подростков, а степень снижения симпатической реакции зависит от исходного уровня ЧСС. Относительное увеличение ЧСС при БОС-тренинге после нагрузки на холоде свидетельствует о необходимости проведения продолжительного сеанса биоуправления (более 3 мин) для достижения более выраженного эффекта вагусных влияний на ритм сердца.

Ключевые слова

подростки, скоростно-силовая нагрузка, вариабельность сердечного ритма, артериальное давление, биологическая обратная связь, холод
Скачать статью (pdf, 0.5MB )

Список литературы

1. Гридин Л.А., Шишов А.А., Дворников М.В. Особенности адаптационных реакций человека в условиях Крайнего Севера // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 4(253). С. 4–6.
2. Гаврелюк С.В. Исследование функционального состояния вегетативной нервной системы у детей подросткового возраста // Молодий вчений. 2015. № 11-3(26). С. 78–80.
3. Баус М.С. Особенности физической культуры в условиях Севера // Север России: стратегии и перспективы развития: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (Сургут, 27 мая 2016 г.). Сургут: Сургут. гос. ун-т, 2016. Т. 4. С. 195–197.
4. Ефимова Н.В., Мыльникова И.В. Оценка кардиогемодинамических показателей у детей Крайнего Севера и Сибири // Экология человека. 2017. № 2. С. 10–16.
5. Jiménez Morgan S., Molina Mora J.A. Effect of Heart Rate Variability Biofeedback on Sport Performance, a Systematic Review // Appl. Psychophysiol. Biofeedback. 2017. Vol. 42, № 3. P. 235–245.
6. Муртазина А.И., Воробьева И.В., Залялиева О.В., Фалеева С.А., Фомина Е.В. Методические рекомендации к сдаче норматива ГТО: прыжок в длину с места и с разбега. Казань: Казан. федер. ун-т, 2017. 60 с.
7. Зинурова Н.Г., Быков Е.В., Коломиец О.И. Особенности регуляции инотропной функции при адаптации к физическим нагрузкам различной направленности // Науч.-спортив. вестн. Урала и Сибири. 2015. № 4. С. 7–13.
8. Поскотинова Л.В., Кривоногова О.В., Заборский О.С. Показатели сердечно-сосудистой системы у мальчиков в возрасте 14–15 лет при краткосрочном обучении с биологической обратной связью для контроля общей вариабельности сердечного ритма после тренировки скоростно-силовых качеств: экспериментальное контролируемое исследование // Вопр. соврем. педиатрии. 2019. Т. 18, № 3. С. 167–174. DOI: 10.15690/vsp. v18i3.2033
9. Steffen P.R., Austin T., DeBarros A., Brown T. The Impact of Resonance Frequency Breathing on Measures of Heart Rate Variability, Blood Pressure, and Mood // Front. Public Health. 2017. Vol. 5. Art. № 222. URL: https://www. frontiersin.org/articles/10.3389/fpubh.2017.00222/full (дата обращения: 30.03.2020).
10. Yu B., Funk M., Hu J., Wang Q., Feijs L. Biofeedback for Everyday Stress Management: A Systematic Review // Front. ICT. 2018. Vol. 5. P. 23. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fict.2018.00023/full (дата обращения: 30.03.2020).
11. Dillon A., Kelly M., Robertson I.H., Robertson D.A. Smartphone Applications Utilizing Biofeedback Can Aid Stress Reduction // Front. Psychol. 2016. Vol. 7. P. 832. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2016.00832/full (дата обращения: 30.03.2020).
12. Lehrer P.M., Gevirtz R. Heart Rate Variability Biofeedback: How and Why Does It Work? // Front. Psychol. 2014. Vol. 5. P. 756. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2014.00756/full (дата обращения: 30.03.2020).
13. Schoeller F., Bertrand P., Gerry L.J., Jain A., Horowitz A.H., Zenasni F. Combining Virtual Reality and Biofeedback to Foster Empathic Abilities in Humans // Front. Psychol. 2019. Vol. 9. P. 2741. URL: https://www. frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.02741/full (дата обращения: 30.03.2020).
14. Poskotinova L.V., Demin D.B., Krivonogova E.V. Short-Term HRV Biofeedback: Perspectives in Environmental Physiology and Medicine // Int. J. Biomed. 2017. Vol. 1, № 7. P. 24–27.
15. О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних: приказ М-ва здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. № 514н (с изм. и доп.). URL: http://base.garant.ru/71748018 (дата обращения: 30.03.2020).
16. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1–11 классы. М.: Просвещение, 2012. 128 с.
17. Дерновой Б.Ф. Реакция сердца и системной гемодинамики на физическую нагрузку у человека при адаптации к холоду // Экология человека. 2017. № 2. C. 27–31. DOI: 10.33396/1728-0869-2017-2-27-31
18. Салтыкова М.М. Физиологические механизмы адаптации к холоду // Авиакосм. и экол. медицина. 2016. Т. 50, № 4. С. 5–13. DOI: 10.21687/0233-528X-2016-50-4-5-13
19. Дёмин Д.Б., Поскотинова Л.В., Кривоногова Е.В., Кривоногова О.В., Овсянкина М.А. Роль сеансов кардиобиоуправления в формировании нейрофизиологических реакций на экспериментальное общее охлаждение организма человека // Журн. мед.-биол. исследований. 2019. Т. 7, № 3. C. 261–271. DOI: 10.17238/issn2542-1298.2019.7.3.261
20. Шишкин Г.С., Устюжанинова Н.В. Дыхание в условиях низких температур // Бюл. физиологии и патологии дыхания. 2013. Вып. 50. C. 9–15.
21. Карпенко Ю.Д. Возрастные особенности вариабельности сердечного ритма у школьников в зависимости от учебной нагрузки // Вестн. Чуваш. гос. пед. ун-та им. И.Я. Яковлева. 2010. № 4(68). C. 85–89.