Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: http://medbio.narfu.ru/
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Интеллект детей с СДВГ: психофизиологический анализ (краткий обзор). С. 20–29.

Версия для печати

Рубрика:

УДК

612.821.3:159.964

Сведения об авторах

Депутат Ирина Сергеевна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая лабораторией прикладной психофизиологии института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 47 научных публикаций, в т. ч. двух монографии (в соавт.)

Грибанов Анатолий Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, директор института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 291 публикации, в т. ч. 9 монографий и двух учебных пособий

Старцева Лариса Фёдоровна, кандидат биологических наук, доцент, ученый секретарь института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 33 публикаций

Нехорошкова Александра Николаевна, кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории прикладной психофизиологии института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 14 публикаций

Панков Михаил Николаевич, кандидат медицинских наук, доцент, заместитель директора, руководитель центра компетенций развития ребенка «Содействие» института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 97 публикаций, в т. ч. 3 монографий

Аннотация

В статье представлены обобщенные результаты исследований интеллекта у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Проводится анализ вербальной и невербальной составляющих интеллекта. Дается оценка выполнения детьми различных субтестов теста Д. Векслера. Определяется психофизиологическая структура интеллекта, исходя из анализа выполнения субтестов.

Ключевые слова

дети, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, вербальный, невербальный и общий интеллект, тест Д. Векслера.

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

Список литературы

  1. Баркли Р.А. Дети с вызывающим поведением. Клиническое руководство по обследованию ребенка и тренингу родителей / пер. с англ. М., 2011.
  2. Безруких М.М., Логинова Е.С. Возрастная динамика и особенности формирования психофизиологической структуры интеллекта у учащихся начальной школы с разной успешностью обучении // Физиология человека. 2006. Т. 32. № 2. С. 133–150.
  3. Безруких М.М., Логинова Е.С. Интеллектуальное развитие детей 6–7 лет с дефицитом внимания и гиперактивностью // Экология человека. 2010. № 11. С. 40–46.
  4. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М., 2002.
  5. Воронин Н.А. Особенности памяти у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 6–8 лет // Специальная психология. 2008. № 2 (16). С. 53–61.
  6. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / под ред. М. Пассольта. М., 2004.
  7. Грибанов А.В., Депутат И.С. Структура интеллекта у детей с СДВГ // Вестн. Помор. ун-та. 2007. № 4. С. 67–73.
  8. Депутат И.С. Психофизиологическая характеристика интеллекта у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. … канд. биол. наук. Архангельск, 2007.
  9. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь / под ред. М.М. Безруких. М., 2009.
  10. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2005.
  11. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения // Вопр. практ. педиатрии. 2012. Т. 7. № 1. С. 54–62.
  12. Карпунина Н.П., Слюсарь Т.А., Сотникова Т.Г. Особенности психофизиологического статуса у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Обозр. психиатрии и мед. психол. им. В.М. Бехтерева. 2007. № 4. С. 10–12.
  13. Кинтанар Л. Соловьева Ю.В., Бония Р. Анализ зрительно-пространственной деятельности у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания // Физиология человека. 2006. Т. 32. № 1. С. 51–55.
  14. Крупская Е.В. Функциональная зрелость регуляторных систем мозга и организация внимания у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. … канд. биол. наук. М., 2006.
  15. Логинова Е.С. Психофизиологическая структура вербального и невербального интеллекта детей 6–7 и 9–10 лет с разной успешностью обучения: автореф. дис. … канд. биол. наук. М., 2003.
  16. Лохов Н.И., Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А. Нестандартный или плохой хороший ребенок. М., 2011.
  17. Мачинская Р.И., Крупская Е.В. Междисциплинарный подход к исследованию и дифференциации вариантов СДВГ у детей младшего школьного возраста // Вестн. Помор. ун-та. 2007. № 4. С. 8–15.
  18. Нейропсихологические и цереброваскулярные нарушения у дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / О.Ю. Кочерова, В.В. Линьков, О.М. Филькина и др. // Вестн. новых мед. технол. 2004. Т. 11. № 1–2. С. 65–66.
  19. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология Т. 2 / пер. с англ.; под ред. Н.Н. Заваденко. М., 2010.
  20. Особенности поведенческого реагирования и сенсомоторной организации у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / А.В. Грибанов, А.В. Канжин, Ю.А. Иорданова, И.С. Депутат // Экология человека. 2008. № 4. С. 28–32.
  21. Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / под ред. А.В. Грибанова. Архангельск, 2009.
  22. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб., 2005.
  23. Полунина А.Г. Давыдов Д.М., Брюн Е.А. Когнитивные нарушения и риск развития алкоголизма и наркоманий при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 1. С. 81–88.
  24. Попова О.В., Циркин В.И., Нуреев И.Т. Электрическая активность мозга и уровень развития высших психических функций у 13–14-летних школьников с СДВГ // Экология человека. 2010. № 11. С. 13–18.
  25. Пылаева О.А. Проблемы детской одаренности. Одаренность и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) // Русский журн. детской неврологии. 2008. Т. 3. Вып. 1. С. 37–45.
  26. Разумникова О.М., Вольф Н.В., Лапшина Е.Ю. Организация селективных процессов у детей с нарушениями внимания // тез. докл. Второй междунар. конф. по когнитивной науке. СПб., 2006. Т. 2. С. 402–403.
  27. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей Практическое руководство. М., 2010.
  28. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / А.В. Грибанов, Т.В. Волокитина, Е.А. Гусева, Д.Н. Подоплёкин. М., 2004.
  29. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи (экспертный доклад) / А.А. Баранов, Ю.Б. Белоусов, Н.П. Бочков и др. М., 2007.
  30. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2003.
  31. Сугробова Г.А., Семёнова О.А. Особенности регуляторных и информационных компонентов познавательной деятельности у детей 7–8 лет с признаками СДВГ // Экология человека. 2010. № 11. С. 19–27.
  32. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант): метод. руководство. СПб., 2001.
  33. Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. СПб., 2004.
  34. Яковлева М.Б. Когнитивное развитие младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. … канд. психол. наук. Спб., 2009.
  35. Barkley R.A. Issues in the Diagnosis of Attention-deficit/Hyperactivity Disorder in Children Brain and Development. Vol. 25. I. 2. March 2003. P. 77–83.
  36. Barkley R.A. Murphy K.R. Attention-deficit Hyperactivity Disorder: A Clinical Workbook. N.Y., 1998.
  37. Brown Т.Е., Michelsson K., Stenman S. New Understandings of Attention-deficit/hyperactivity Disorder: Inattention and Executive Function Impairments. The Many Faces of Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Helsinki, 2001. P. 53–66.
  38. Hughes L., Cooper P. Understanding and Supporting Children with ADHD. N.D.L.: SAGE Publications Ltd, 2007.
  39. Mc Lean A., Dowson J., Toone В. Characteristic Neurocognitive Profile Associated with Adult Attention-deficit/ hyperactivity Disorder // Psychol. Med. 2004. Vol. 34, № 4. Р. 681–692.
  40. Scheres A., Oosterlaan J., Geurts H. Executive functioning in boys with ADHD: primarily an inhibition deficit? Archives of Clinical Neuropsychology. 2004. Vol. 19. P. 569–594.
  41. Wheeler L. The ADHD Toolkit. N.D.L.: SAGE Publications Ltd, 2010.
  42. Wu K.K., Anderson V., Castiello U. Neuropsychological Evaluation of Deficits in Executive Functioning for ADHD Children with or Without Learning Disabilities // Developmental Neuropsychology. 2002. Vol. 22. P. 501–531.