CC..png   

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikmed.ru
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Время реакции как психофизиологический предиктор академической успешности школьников. С. 14–23

Версия для печати

Рубрика:

УДК

612.821.1

Сведения об авторах

Гилева Ольга Борисовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры управления персналом и социологии Уральского государственного университета путей сообщения (г. Екатеринбург). Автор 35 научных публикаций, в т. ч. одной монографии

Аннотация

Изучалось время простой зрительно-моторной реакции (ВР) у школьников 7–16 лет с разной степенью академической успеваемости. Показано, что для школьников 10–11 лет, имеющих высокую успеваемость, характерно низкое ВР, около 450 мс, а для детей с низкой успеваемостью – высокое ВР, около 550 мс. Неуспешные школьники достигают таких значений ВР на год позже. Обсуждается возможность использования ВР в качестве диагностического и прогностического показателя при коррекции школьной успешности.

Ключевые слова

время реакции, школьники, успешность обучения.

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

Список литературы

  1. Безруких М.М. Центральные механизмы организации и регуляции произвольных движений у детей 6–10 лет. Сообщение I. Электрофизиологический анализ процесса подготовки к движениям // Физиология человека. 1997. № 6. С. 31–39.
  2. Безруких М.М., Мачинская Р.И., Фарбер Д.А. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга и формирование познавательной деятельности в онтогенезе ребенка // Физиология человека. 2009. № 6. С. 10–24.
  3. Бетелева Т.Г. Механизмы обработки непроизвольно воспринимаемой зрительной информации у детей // Физиология человека. 1995. № 5. С. 58–66.
  4. Бойко Е.И. Время реакции человека. М., 1964.
  5. Быструшкин С.К., Айзман Р.И., Афтанас Л.И. Особенности организации внимания и эмоционального восприятия у детей в норме и при нарушениях интеллектуального развития // Бюллетень СО РАМН. 2008. № 3. С. 96–100.
  6. Вергунов Е.Г. Специфика простой и сложной сенсомоторной реакции у школьников с различной успеваемостью // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. Т. 3. № 15. С. 43–47.
  7. Ветерок Е.В. Особенности сенсомоторной интеграции у нормативно развивающихся подростков и подростков с измененной сексуальной ориентацией // Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. Т. 1. № 1. С. 149–153.
  8. Горюнова Н.Б., Дружинин В.Н. Операционные дескрипторы когнитивного ресурса и продуктивность решения тестовых задач и задач-головоломок // Психол. журнал. 2001. № 4. С. 21–29.
  9. Грибанов А.В., Канжина Н.Н. Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития произвольного внимания // Экология человека. 2008. № 5. С. 44–47.
  10. Депутат И.С., Канжин А.В., Грибанов А.В. Психофизиологический анализ структуры интеллекта детей младшего школьного возраста при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Экология человека. 2006. № 12. С. 38–41.
  11. Зайцев А.В., Лупандин В.И., Сурнина О.Е. Оценка биологического возраста методом регистрации времени реакции // Экология образования: актуал. пробл. 1999. № 1. С. 45–48.
  12.  Захкиева Р.С., Губарева Л.И., Халидова Л.М. Половые различия в развитии центральной нервной системы и школьной мотивации у младших школьников Чеченской республики // Вестн. адыгейского гос. ун-та. Сер. 4. Ест.-матем. и техн. науки. 2012. № 4. С. 135–145.
  13. Канжина Н.Н., Грибанов А.В. Аудиомоторные реакции у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности // Экология человека. 2009. № 10. С. 19–22.
  14. Киселёв С.Ю., Гизуллина А.В., Сурнин В.А. Компьютерные методики изучения времени сенсомоторных реакций у детей дошкольного возраста // ЖВНД. 1997. Т. 47. Вып. 1. С. 188–190.
  15. Киселёв С.Ю., Лупандин В.И. Динамика развития времени реакции на зрительные стимулы у детей дошкольного возраста // Психофизиол. основы соц. адаптации ребенка. СПб., 1999. С. 130–135.
  16. Кулакова Т.П. Исследования высшей нервной деятельности // Психофизиологические исследования в гигиене детей и подростков. М., 1981. С. 9–18.
  17. Латентное время сенсомоторных реакций у детей 10–11 лет с высоким уровнем тревожности / А.В. Гри- банов, И.С. Кожевникова, А.Н. Нехорошкова, Ю.С. Джос // Экология человека. 2011. № 1. С. 46–50.
  18. Лоскутова Т.Д. Время реакции как психофизиологический метод оценки функционального состояния ЦНС // Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности. 1978. С. 172–179.
  19. Мачинская Р.И., Крупская Е.В. Созревание регуляторных структур мозга и организация внимания у детей младшего школьного возраста // Когнитивные исследования: сб. науч. тр. Вып. 2. М., 2008. С. 32–48.
  20. Нехорошкова А.Н. Особенности зрительно-моторных реакций у детей 10–11 лет с высоким уровнем тревожности // Вестн. новых мед. технологий. 2011. Т. 18. № 3. С. 14–16.
  21. Новикова Г.Р., Шалимов В.Ф., Ополинский Э.С. Об одном из ведущих патогенетических механизмов возникновения трудностей в обучении у младших школьников // Актуал. вопр. клинич. мед.: сб. ст. М., 2001. С. 160–163.
  22. Тарасова А.Ф., Селиверстова Н.В., Жданкина Л.В. Исследование времени простой и сложной акустико- моторной реакции учащихся // Физиол. и психофизиол. мотиваций. 2000. № 4. С. 52–54.
  23. Физиология подростка / под. ред. Д.А. Фарбер. М., 1988.
  24. Чуприкова Н.И. Время реакции и интеллект, почему они связаны // Вопр. Психологии. 1995. № 4. С. 65–81.
  25. Developmental Norms for Eight Instruments Used in the Neuropsychological Assessment of Children: Studies in Brazil / Brito G.N.O. et al. // Brazilian J. Med. Biol. Res. 1998. Vol. 31. Is. 3. P. 399–412.
  26. Frisk M. Mental and Somatic Health and Social Adjustment in Ordinary School Children During Childhood and Adolescence Related to Central Nervous Function as Expressed by a Complex Reaction Time // Eur. Child. Adolesc. Psych. 1995. Vol. 4. Is. 3. P. 197–208.
  27. Neuropsychological Comparison of Alcohol-exposed Children with or Without Physical Features of Fetal Alcohol Syndrome / Mattson S.N. et al. // Neuropsychology. 1998. Vol. 12. Is. 1. P. 146–153.