Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: http://medbio.narfu.ru/
e-mail: vestnik_med@narfu.ru
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Психоэмоциональные особенности детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (краткий обзор). С. 45–55

Версия для печати

Рубрика:

УДК

612.821.3:159.922

Сведения об авторах

Депутат Ирина Сергеевна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая научно-исследовательской лабораторией прикладной психофизиологии института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 57 научных публикаций, в т. ч. двух монографий

Джос Юлия Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент, заместитель директора по научной работе центра коллективного пользования научным медико-биологическим оборудованием «АрктикМед», заведующая научно-исследовательской лабораторией нейрофизиологии и высшей нервной деятельности института медико- биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 49 научных публикаций, в т. ч. одной монографии

Старцева Лариса Федоровна, кандидат биологических наук, доцент, ученый секретарь института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерльного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 35 научных публикаций

Панков Михаил Николаевич, кандидат медицинских наук, доцент, заместитель директора, руководитель центра компетенций развития ребенка «Содействие» института медико биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 99 научных публикаций, в т. ч. 3 монографий

Рысина Наталья Николаевна, кандидат биологических наук, научный сотрудник научно- исследовательской лаборатории нейрофизиологии и высшей нервной деятельности института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 22 научных публикаций в т. ч. одной монографии

Сидорова Елена Юрьевна, педагог-психолог центра компетенций развития ребенка «Содействие» института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 3 научных публикаций

Аннотация

В статье представлена характеристика особенностей поведения и эмоциональных проявлений у детей и подростков с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Отмечено, что у детей данной группы наблюдается избыточное эмоциональное реагирование, обидчивость, повышенная тревожность и агрессивность, отмечается более низкий уровень социальной зрелости. Имеются нарушения социальных взаимоотношений со взрослыми. Негативные поведенческие проявления и эмоциональная неуравновешенность осложняют течение синдрома, а для выработки поведенческих навыков необходимо положительное эмоциональное подкрепление.

Ключевые слова

дети, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, поведение, эмоциональное развитие, социальные отношения, дезадаптация.

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

Список литературы

  1. Баранов А.А., Белоусов Ю.Б., Бочков Н.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи: экспертный доклад. М., 2007.
  2. Баркли Р., Бентон К. Ваш непослушный ребенок. СПб., 2004.
  3. Баркли Р.А. Дети с вызывающим поведением. Клиническое руководство по обследованию ребенка и тренингу родителей / пер. с англ. М., 2011.
  4. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М., 2002.
  5. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. М., 2002.
  6. Воронин Н.А. Особенности памяти у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 6–8 лет. Специальная психология. 2008. № 2 (16). С. 53–61.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2007.
  8. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / под ред. Мониной Г.Б., Лютовой-Робертс Е.К., Чутко Л.С. СПб., 2007.
  9. Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. М., 2004.
  10. Депутат И.С., Грибанов А.В., Панков М.Н. Интеллект детей с СДВГ: психофизиологический анализ (краткий обзор). Вестн. САФУ. Сер.: «Медико-биол. науки». 2013. № 2. С. 20–29.
  11. Депутат И.С., Джос Ю.С. Эмоциональные и социальные особенности детей c СДВГ и способы их коррекции: Уч.-метод. рекомендации. Архангельск, 2007.
  12. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь / под редакцией М.М. Безруких. М., 2009.
  13. Джос Ю.С., Депутат И.С., Иорданова Ю.А. Программа улучшения поведения гиперактивного ребенка: метод. рекомендации. Архангельск, 2007.
  14. Джос Ю.С., Депутат И.С., Рысина Н.Н. Исследование нейропсихологических и социальных факторов у детей младшего школьного возраста с трудностями обучения и расстройствами поведения // Экология человека. 2011. № 7. С. 38–47.
  15. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2005.
  16. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения // Вопросы практической педиатрии. 2012. Т. 7. № 1. С. 54–62.
  17. Касатикова Е.В., Брязгунов И.П. Психологический статус детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Семейная психология и семейная терапия. 2001. № 4. С. 55–61.
  18. Лохов Н.И., Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А. Нестандартный или плохой хороший ребенок. М., 2011.
  19. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. Ростов н/Д., 2006.
  20. Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / под ред. А.В. Грибанова. Архангельск, 2009.
  21. Панков М.Н., Подоплёкин А.Н. Состояние эмоциональной сферы у детей с СДВГ // Вестн. Поморского ун-та. 2005. № 2 (8). С. 55–59.
  22. Панков М.Н., Подоплёкин А.Н., Афанасенкова Н.В. Психофизиологические особенности детей с СДВГ с эмоциональной лабильностью // Новые исследования. 2006. № 2. С. 141–148.
  23. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб., 2005.
  24. Полунина А.Г., Давыдов Д.М., Брюн Е.А. Когнитивные нарушения и риск развития алкоголизма и наркоманий при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Психол. журнал. 2006. Т. 27. № 1. С. 81–88.
  25. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: практическое руководство. М., 2010.
  26. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2003.
  27. Сугробова Г.А., Семёнова О.А. Особенности регуляторных и информационных компонентов познавательной деятельности у детей 7–8 лет с признаками СДВГ // Экология человека. 2010. № 11. С. 19–27.
  28. Тамбиев А.Э., Медведев С.Д., Литвиненко О.В. Синдром дефицита внимания у детей младшего школьного возраста // Валеология. 2000. № 1. С. 30–38.
  29. Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. СПб., 2004.
  30. Яковлева М.Б. Когнитивное развитие младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. … канд. психол. наук. Спб., 2009.
  31. ADHD Comorbidity Fndings from the MTA Study: Comparing Comorbid Subgroups / P.S. Jensen, S.P. Hinshaw, H.C. Kraemer, N. Lenora et al. // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2001. V. 40. P. 147–158.
  32. Agreement Between Parent and Teacher Ratings of Disruptive Behavior Disorders in Children with Clinically Diagnosed ADHD / I. Antrop, H. Roeyers, J. Oosterlaan, P. Van Oost // J. Psychopath. and Behav. Asses. 2002. Vol. 24. № 1. P. 67–73.
  33. Antshel K.M., Remer R. Social Skills Training in Children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder: A Randomized Controlled Cinical Trial // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2003. P. 153–165.
  34. Barkley R.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder. N.Y., L., 1998.
  35. Barkley R.A. Murphy K.R. Attention-deficit Hyperactivity Disorder: A Clinical Workbook. N.Y., L., 1998.
  36. Barkley R.A. Psychosocial Treatments for Attention-deficit/Hyperactivity Disorder in Children // Clinical Psychiatry. 2002. Vol. 63. Suppl. 12. Р. 36–43.
  37. Brown Т.Е. Attention-deficit Disorders and Comorbidities in Children, Adolescents, and Adults. Washington, BC. L. E.: American Psychiatric Press, Inc, 2000.
  38. Brown Т.Е. Manual for the Brown Attention Deficit Disorder Scales. San Antonio, TX: The Psych. Corporation, 2001.
  39. Brown Т.Е. Michelsson K., Stenman S. New Understandings of Attention-deficit/hyperactivity. Disorder: Inattention and Executive Function Impairments. The many faces of attention deficit hyperactivity disorder // Acta Gyllenbergiana II. Helsinki, 2001. P. 53–66.
  40. Hughes L., Cooper P. Understanding and Supporting Children with ADHD. N.D.L.: SAGE Publications Ltd, 2007.
  41. Cooper P. Biology, behavior and education: ADHD and the bio-psycho-social perspective // Educational and Child Psychology. 1997. Vol. 14 (1). Р. 31–38.
  42. Lee S.S., Avital E.F., Aguirre V.P. Association of Comorbid Anxiety with Social Functioning in School-age Children with and without Attention-deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD). Psychiatry Research. http://leelab.psych. ucla.edu/LeeADHDAnxietySocialFxPsychiatryResearch2012.pdf.
  43. Nature of Anxiety Comorbid with Attention Deficit Hyperactivity Disorder in Children from a Pediatric Primary Care Setting / Bowen R., Chavira D.A., Bailey K., Stein M.T., Stein M.B. // Psychiatry Research. 2008. V. 157. P. 201–209.
  44. Self-regulation of Emotion, Functional Impairment, and Comorbidity Among Children with ADHD / Anastopoulos A.D., Smith T.F., Garrett M.E., Morrissey-Kane E. et al. // Journal of Attention Disorders. 2011. V. 15. P. 583–592.
  45. Wehmeier P.M., Schacht A., Barkley R.A. Social and Emotional Impairment in Children and Adolescents with ADHD and the Impact on Quality of Life // Journal of Adolescent Health. 2010. V. 46 (3). P. 209–217.
  46. Wheeler L. The ADHD Toolkit. N.D.L.: SAGE Publications Ltd, 2010.